Контрольная работа №3
Кем было введено в употребление понятие «образование»?
Дайте определение процесса обучения по И.Ф. Харламову.
Преподавание – это деятельность педагога, включающая: (перечислите основные составляющие)
Назовите тип отношений в системе «преподаватель-предмет усвоения-обучаемый», который характерен для репродуктивной (адаптивной) учебной ситуации?
Что является показателем эффективности учения в продуктивной (творческой) учебной ситуации?
Что такое модель обучения? Дайте определение.
Опишите первый тип проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в учебном процессе.
Опишите четвертый тип проблемных ситуаций, наиболее часто встречающихся в учебном процессе.
Перечислите задачи, предполагающие простые мыслительные операции (2 группа по таксономии Д. Толлингеровой).
Перечислите задачи, предполагающие продуктивное мышление (5 группа по таксономии Д. Толлингеровой).
Литература.
Основная:
1. Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.
2. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: учебно-методическое пособие для студ. вузов.- М.: 1997.
3. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.
4. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов – на Дону: РГУ, 1983.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.
6. Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.
7. Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
8. Имитационные активные методы обучения: методические указания / Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.9.
9. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
10. Карпов А.В. Интегральные способности личности/ Проблемы системогенеза учебной и профессиональной деятельности. Ярославль.2003.
11. Карпов А.В. Структура ключевых компетенций как системообразующий фактор модели специалиста-психолога / Проблемы совершенствования высшего психологического образования. Сборник научно-методических трудов / Под ред. А.В. Карпова. Ярославль.2004.
12. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.
13. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.
14. Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
15. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000.
16. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд.гр. “Прогресс”. “Культура”, 1993.
17. Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с
18. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
19. Макшанов С.И. Психология тренинга. СпБ.1977.
20. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
21. Модель специалиста с высшим профессиональным образованием / Под. ред. В.Д. Шадрикова. М. 2003
22. Неимитационные активные методы обучения/ Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.
23. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителя // Вопросы психологии. 1988. №1.
24. Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.
25. Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М.: Изд. дом “Новая школа”, 1998.
26. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
27. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. М.: МГУ, 1989.
28. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. М.: Генезис, 2000.
29. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1997.
30. Хроменко О.В. Методика преподавания психологии. Конспект лекций/Серия «Сессия без депрессии». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 256 с.
- Т.М. Панкратова
- Содержание.
- 3.3. Тематический план практических занятий…….....................32
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии……………………….39
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии……………………………………………………………………39
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний………………41
- Введение
- 1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания психологии»
- 2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии».
- 2.2. Место дисциплины в системе образования.
- 2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- 2.4. Минимум содержания дисциплины по гос.
- 2.5. Содержание учебной дисциплины .
- 2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.
- 3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий и рекомендации к их подготовке
- 3.1. Тематический план лекционных занятий.
- Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока
- 3.2. Тематический план семинарских занятий.
- Семинар №1
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №2 Тема: Модели обучения, их использование в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №3 Тема: Принципы обучения психологии в инновационной стратегии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №4 Тема: Методы и формы обучения в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №5 Тема: Групповая дискуссия.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №6 Тема: Игровые активные формы обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №7 Тема: Общие закономерности групповой динамики.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №8 Тема: Социально-психологический тренинг как форма обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- 3.3. Тематический план практических занятий и рекомендации к их подготовке.
- Практическое занятие №1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятии (на примере занятия «Возможности использования притчи в обучении »).
- Практическое занятие №2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения.
- Практическое занятие №3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами эвристической беседы.
- Практическое занятие №4. Метод анализа конкретных ситуаций, методические приемы его использования на учебных занятиях.
- Практическое занятие №5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии.
- Практическое занятие №6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении.
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии в вузе.
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний
- Критерии анализа учебного занятия.
- План самоанализа учебного занятия.
- План разработки учебной лекции (по Ляудис в.Я., 1989).
- Карта оценки профессионального мастерства преподавателя.
- Анкета обратной связи.
- Контрольная работа №1
- Контрольная работа №2
- Контрольная работа №3