logo
МПП метод реком

1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины

1.1. Понятие обучения в психологии, основные направления современного обучения. Образовательный процесс как предмет изучения психологии стал исследоваться начиная со второй половины XVIII в. Интерпретация процесса обучения происходила на основе тех психологических теорий, которые доминировали в ту или иную эпоху. Так, XIX век характеризуется развитием ассоциативной теории, которая сформулировала основные положения процесса обучения и объяснила его в рамках своих понятий, также как в XX веке бихевиоризм и гештальтпсихология.

О.В. Хроменко классифицирует современные направления обучения по нескольким основаниям (Хроменко О.В., 2004):

1) основание опосредованности либо непосредственности взаимодействия обучающегося и обучаемого (контактное и дистанционное обучение);

2) основание принципа сознательности – интуитивизма. Обучение здесь соотносимо либо с сознательным либо с интуитивным освоением опыта. В теориях обучения, обученных на принципе сознательного усвоения опыта, важным является вопрос об объекте осознания в процессе обучения. Например, если осознаются лишь средства, правила обучения, то это форма традиционного обучения (по Н.Ф. Талызиной). Если осознаются сами действия, то это так называемая теория формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин). В случае осознавания программы, алгоритма действия речь идет о программированном обучении, теории алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда), в случае осознавания проблемы, задачи, освоения с этой целью способов, приемов и средств – о проблемном обучении (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер);

3) основание наличия управления образовательным процессом;

4) основание взаимосвязи образования и культуры: обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе и на проекции образа культуры в образование;

5) основание связи обучения с будущей деятельностью. Выделяют традиционное внеконтекстное обучение и контекстное обучение (А.А. Вербицкий), которое производится в контексте предполагаемой в будущем деятельности;

6) основание способа организации обучения (активные и традиционные формы и методы обучения).

Таким образом, на сегодняшний день обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий в себя элементы различных направлений.