1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины
1.1. Понятие обучения в психологии, основные направления современного обучения. Образовательный процесс как предмет изучения психологии стал исследоваться начиная со второй половины XVIII в. Интерпретация процесса обучения происходила на основе тех психологических теорий, которые доминировали в ту или иную эпоху. Так, XIX век характеризуется развитием ассоциативной теории, которая сформулировала основные положения процесса обучения и объяснила его в рамках своих понятий, также как в XX веке бихевиоризм и гештальтпсихология.
О.В. Хроменко классифицирует современные направления обучения по нескольким основаниям (Хроменко О.В., 2004):
1) основание опосредованности либо непосредственности взаимодействия обучающегося и обучаемого (контактное и дистанционное обучение);
2) основание принципа сознательности – интуитивизма. Обучение здесь соотносимо либо с сознательным либо с интуитивным освоением опыта. В теориях обучения, обученных на принципе сознательного усвоения опыта, важным является вопрос об объекте осознания в процессе обучения. Например, если осознаются лишь средства, правила обучения, то это форма традиционного обучения (по Н.Ф. Талызиной). Если осознаются сами действия, то это так называемая теория формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин). В случае осознавания программы, алгоритма действия речь идет о программированном обучении, теории алгоритмизации (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда), в случае осознавания проблемы, задачи, освоения с этой целью способов, приемов и средств – о проблемном обучении (В. Оконь, М.М. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер);
3) основание наличия управления образовательным процессом;
4) основание взаимосвязи образования и культуры: обучение, основанное на дисциплинарно-предметном принципе и на проекции образа культуры в образование;
5) основание связи обучения с будущей деятельностью. Выделяют традиционное внеконтекстное обучение и контекстное обучение (А.А. Вербицкий), которое производится в контексте предполагаемой в будущем деятельности;
6) основание способа организации обучения (активные и традиционные формы и методы обучения).
Таким образом, на сегодняшний день обучение представляет собой многосторонний процесс, включающий в себя элементы различных направлений.
- Т.М. Панкратова
- Содержание.
- 3.3. Тематический план практических занятий…….....................32
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии……………………….39
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии……………………………………………………………………39
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний………………41
- Введение
- 1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания психологии»
- 2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии».
- 2.2. Место дисциплины в системе образования.
- 2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- 2.4. Минимум содержания дисциплины по гос.
- 2.5. Содержание учебной дисциплины .
- 2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.
- 3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий и рекомендации к их подготовке
- 3.1. Тематический план лекционных занятий.
- Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока
- 3.2. Тематический план семинарских занятий.
- Семинар №1
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №2 Тема: Модели обучения, их использование в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №3 Тема: Принципы обучения психологии в инновационной стратегии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №4 Тема: Методы и формы обучения в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №5 Тема: Групповая дискуссия.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №6 Тема: Игровые активные формы обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №7 Тема: Общие закономерности групповой динамики.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №8 Тема: Социально-психологический тренинг как форма обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- 3.3. Тематический план практических занятий и рекомендации к их подготовке.
- Практическое занятие №1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятии (на примере занятия «Возможности использования притчи в обучении »).
- Практическое занятие №2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения.
- Практическое занятие №3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами эвристической беседы.
- Практическое занятие №4. Метод анализа конкретных ситуаций, методические приемы его использования на учебных занятиях.
- Практическое занятие №5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии.
- Практическое занятие №6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении.
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии в вузе.
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний
- Критерии анализа учебного занятия.
- План самоанализа учебного занятия.
- План разработки учебной лекции (по Ляудис в.Я., 1989).
- Карта оценки профессионального мастерства преподавателя.
- Анкета обратной связи.
- Контрольная работа №1
- Контрольная работа №2
- Контрольная работа №3