logo
МПП метод реком

Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока

Вид лекции – лекция-визуализация. Основная цель лекции:

Предложить визуальную подачу материала средствами видеотехники с развитием и кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.

Задачи:

- показать многообразие уроков в зависимости от дидактических целей;

- обратить особое внимание студентов на необходимость реализации в уроке воспитательного аспекта;

- наглядно продемонстрировать студентам возможности использования видеоматериалов в учебном процессе.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему урок является наиболее гибкой и подвижной формой организации учебного процесса? Что является психологической составляющей урока?

Рекомендуемая литература: 10. 20, 22.

Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.

Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Тема 6. Лекция, ее структура и методы проведения. Структура и дидактические цели лекции как формы обучения, типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная. Виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-конференция. Основные этапы подготовки лекции.

Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: изложить новую информацию о лекции как организационной форме обучения.

Задачи:

- познакомить студентов с дидактическими целями и типами лекционных занятий;

- дать представление об этапах подготовки лекции и необходимом содержании конспекта лекционного занятия;

- изложить основные правила организации аудитории и методики чтения лекции.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросом: С точки зрения педагогической психологии что является наиболее важным в форме подачи учебного материала? Что значит выражение «уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории?»

Рекомендуемая литература:

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000.

Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

Тема 7. Активные формы обучения. Основные цели активных форм обучения. Сотворческая позиция преподавателя при проведении активных форм обучения. Активные формы в традиционной модели обучения, их виды и краткая характеристика, возможности использования в учебном процессе. Дискуссия как активная форма обучения, правила и стратегии ведения групповой дискуссии.

Вид лекции – проблемная. Предполагается изложение материала через обсуждение сложных учебных ситуаций, возникающих в процессе организации активных форм обучения. Основная цель лекции: актуализировать разные позиции студентов и точки зрения к пониманию проблемы использования активных методов в обучении.

Задачи:

- - продемонстрировать прием диалогизации проблемных ситуаций на примере метода анализа конкретных ситуаций (МАКС);

- показать студентам, что для успешного использования активных методов обучения преподавателю важно обладать импровизационными умениями, способами построения диалога с аудиторией;

- вызвать интерес к активным методам обучения.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: прочитать разделы по активным методам обучения в рекомендуемой литературе.

Рекомендуемая литература:

Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов – на - Дону: РГУ, 1983.

Имитационные активные методы обучения: методические указания / Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.

Неимитационные активные методы обучения/ Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.

Тема 8. Игровые формы обучения. Цели и принципы организации игрового обучения. Имитационные и неимитационные формы игрового обучения. Ролевая и деловая игра, их общая характеристика. Инновационная игра, ее цели и система методических средств (логико-технические, социотехнические и психотехнические), отличие от деловой игры.

Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: обозначить назначение и особенности использования игровых методов в обучении психологии.

Задачи:

- познакомить с целями и принципами организации игрового обучения;

- изложить назначение, особенности применения ролевой игры;

- выделить основные характеристики деловой игры;

- дать сравнительный анализ деловой и инновационной игры.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопросы: Какие существуют средства снятия эмоционального напряжения участников деловой игры? В чем состоит существенное различие игровых методов обучения и метода анализа конкретных ситуаций?

Рекомендуемая литература:

Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.

Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.

Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М.: Изд. дом “Новая школа”, 1998.

Тема 9. Организация самостоятельной работы. Ее место в различных формах организации учебного процесса. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности обучаемых в аудиторной работе. Традиционные формы внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата, домашняя учебная работа и др.

Вид лекции – лекция-конференция. Основные цель лекции: провести научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по теме.

Задачи:

- сформировать представление у студентов о различных формах организации самостоятельной работы (реферат, семестровое задание, курсовая работа, курсовой проект, аттестационная работа, практика);

- повышение коммуникативной культуры студентов (умение слушать, задавать вопросы, отвечать на них и т.д.).

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: часть студентов готовит доклады о различных формах самостоятельной работы, студенты-слушатели должны быть готовы провести сравнительный анализ представленной информации.

Рекомендуемая литература:

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.

Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

Тема 10. Понятие социально-психологического тренинга как формы обучения. Социально-психологический тренинг как практика психологического воздействия, основанная на активных методах обучения (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), как метод преднамеренных изменений (С.И. Макшанов).

Вид лекции – информационная. Основные цель лекции: раскрыть теоретические и практические подходы к социально- психологическому тренингу как форме воздействия на группу и личность, показать возможности использования СПТ в обучении.

Задачи:

- дать понятие «преднамеренное изменение», обсудить вопросы этики, возникающие в связи с ним;

- изложить различные теоретические подходы, на основе которых строится групповая работа;

- сформировать представление о психологическом времени и пространстве, о необходимости и адекватности волевого усилия субъекта изменений.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопросы: Как решается вопрос о праве на преднамеренное изменение по отношению к другому человеку в размышлениях М.К. Мамардашвили и Э.Фромма?

Рекомендуемая литература:

Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд.гр. “Прогресс”. “Культура”, 1993.

Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс. 1995.

Тема 11. Принципы социально-психологического тренинга. Принципы создания среды тренинга (системной детерминации, избыточности, реалистичности). Принципы поведения и деятельности участников тренинга (активности, исследовательской позиции, партнерского общения, искренности, «здесь и теперь»). Этические принципы (конфиденциальности, соответствия заявленных целей тренинга его содержанию, экологичности поведения). Организационные принципы (закрытости, комплектования группы, пространственно-временной организации).

Вид лекции – проблемная. Основная цель лекции: изложение материала через обсуждение сложных проблемных вопросов, связанных с реализацией принципов социально-психологического тренинга на практике (СПТ).

Задачи:

- дать представление о четырех группах принципов СПТ;

- актуализировать разные позиции студентов и точки зрения к пониманию проблемы реализации принципов тренинга с целями обучения;

- сформировать ответственное отношение студентов к тренингу как методу обучения.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопрос: Как соотносятся принципы поведения и деятельности участников тренинга с этическими принципами тренинга?

Рекомендуемая литература: 15,16,18,20.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Макшанов С.И. Психология тренинга. СпБ.1977.

Неимитационные активные методы обучения/ Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.

Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М.: Изд. дом “Новая школа”, 1998.

Тема 12. Методические средства социально-психологического тренинга. Методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге. Техники предоставления информации (мини-лекции, систематизированные информационные обзоры, инструкции, рисуночные техники). Направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое. Роль и место дискуссии в тренинге. Имитационные техники в тренинге. Значение психогимнастических упражнений. Методы оценки эффективности тренинга.

Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: раскрыть методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге.

Задачи:

- познакомить студентов с основными техниками предоставления информации в СПТ;

- показать различное назначение рисуночных, имитационных техник и активных методов обучения в практике проведения СПТ;

- изложить основные методы оценки эффективности СПТ.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопросы: Почему СПТ является многофункциональной формой обучения? В чем его достоинства и ограничения как метода обучения?

Рекомендуемая литература:

Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.

Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.

Имитационные активные методы обучения: методические указания / Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Тема 13. Методика организации социально-психологического тренинга. Этапы тренинга (создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающий этап), цели и краткая характеристика этапов. Требования к ведущему тренинга.

Вид лекции – лекция-конференция. Проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по теме.

Основные цели лекции:

- сформировать представление у студентов об этапах тренинга;

- показать студентам, что для успешной реализации тренинга как метода обучения ведущему важно обладать специальными профессионально-важными качествами, импровизационными умениями, навыками управления групповыми процессами;

- повышение коммуникативной культуры студентов (умение слушать, задавать вопросы, отвечать на них и т.д.).

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: часть студентов готовит доклады по теме, студенты-слушатели должны быть готовы провести сравнительный анализ представленной информации.

Рекомендуемая литература:

Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.

Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. М.: Генезис, 2000.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.