Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока
Вид лекции – лекция-визуализация. Основная цель лекции:
Предложить визуальную подачу материала средствами видеотехники с развитием и кратким комментированием демонстрируемых визуальных материалов.
Задачи:
- показать многообразие уроков в зависимости от дидактических целей;
- обратить особое внимание студентов на необходимость реализации в уроке воспитательного аспекта;
- наглядно продемонстрировать студентам возможности использования видеоматериалов в учебном процессе.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему урок является наиболее гибкой и подвижной формой организации учебного процесса? Что является психологической составляющей урока?
Рекомендуемая литература: 10. 20, 22.
Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.
Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.
Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Тема 6. Лекция, ее структура и методы проведения. Структура и дидактические цели лекции как формы обучения, типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная. Виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-конференция. Основные этапы подготовки лекции.
Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: изложить новую информацию о лекции как организационной форме обучения.
Задачи:
- познакомить студентов с дидактическими целями и типами лекционных занятий;
- дать представление об этапах подготовки лекции и необходимом содержании конспекта лекционного занятия;
- изложить основные правила организации аудитории и методики чтения лекции.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросом: С точки зрения педагогической психологии что является наиболее важным в форме подачи учебного материала? Что значит выражение «уметь устанавливать контакт со слушателями, чувствовать и понимать реакцию аудитории?»
Рекомендуемая литература:
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.
Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000.
Маркова А.К. Актуальные проблемы психологии труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
Тема 7. Активные формы обучения. Основные цели активных форм обучения. Сотворческая позиция преподавателя при проведении активных форм обучения. Активные формы в традиционной модели обучения, их виды и краткая характеристика, возможности использования в учебном процессе. Дискуссия как активная форма обучения, правила и стратегии ведения групповой дискуссии.
Вид лекции – проблемная. Предполагается изложение материала через обсуждение сложных учебных ситуаций, возникающих в процессе организации активных форм обучения. Основная цель лекции: актуализировать разные позиции студентов и точки зрения к пониманию проблемы использования активных методов в обучении.
Задачи:
- - продемонстрировать прием диалогизации проблемных ситуаций на примере метода анализа конкретных ситуаций (МАКС);
- показать студентам, что для успешного использования активных методов обучения преподавателю важно обладать импровизационными умениями, способами построения диалога с аудиторией;
- вызвать интерес к активным методам обучения.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: прочитать разделы по активным методам обучения в рекомендуемой литературе.
Рекомендуемая литература:
Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.
Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов – на - Дону: РГУ, 1983.
Имитационные активные методы обучения: методические указания / Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.
Неимитационные активные методы обучения/ Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.
Тема 8. Игровые формы обучения. Цели и принципы организации игрового обучения. Имитационные и неимитационные формы игрового обучения. Ролевая и деловая игра, их общая характеристика. Инновационная игра, ее цели и система методических средств (логико-технические, социотехнические и психотехнические), отличие от деловой игры.
Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: обозначить назначение и особенности использования игровых методов в обучении психологии.
Задачи:
- познакомить с целями и принципами организации игрового обучения;
- изложить назначение, особенности применения ролевой игры;
- выделить основные характеристики деловой игры;
- дать сравнительный анализ деловой и инновационной игры.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопросы: Какие существуют средства снятия эмоционального напряжения участников деловой игры? В чем состоит существенное различие игровых методов обучения и метода анализа конкретных ситуаций?
Рекомендуемая литература:
Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.
Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.
Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.
Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М.: Изд. дом “Новая школа”, 1998.
Тема 9. Организация самостоятельной работы. Ее место в различных формах организации учебного процесса. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности обучаемых в аудиторной работе. Традиционные формы внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата, домашняя учебная работа и др.
Вид лекции – лекция-конференция. Основные цель лекции: провести научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по теме.
Задачи:
- сформировать представление у студентов о различных формах организации самостоятельной работы (реферат, семестровое задание, курсовая работа, курсовой проект, аттестационная работа, практика);
- повышение коммуникативной культуры студентов (умение слушать, задавать вопросы, отвечать на них и т.д.).
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: часть студентов готовит доклады о различных формах самостоятельной работы, студенты-слушатели должны быть готовы провести сравнительный анализ представленной информации.
Рекомендуемая литература:
Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.
Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И.Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
Тема 10. Понятие социально-психологического тренинга как формы обучения. Социально-психологический тренинг как практика психологического воздействия, основанная на активных методах обучения (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), как метод преднамеренных изменений (С.И. Макшанов).
Вид лекции – информационная. Основные цель лекции: раскрыть теоретические и практические подходы к социально- психологическому тренингу как форме воздействия на группу и личность, показать возможности использования СПТ в обучении.
Задачи:
- дать понятие «преднамеренное изменение», обсудить вопросы этики, возникающие в связи с ним;
- изложить различные теоретические подходы, на основе которых строится групповая работа;
- сформировать представление о психологическом времени и пространстве, о необходимости и адекватности волевого усилия субъекта изменений.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопросы: Как решается вопрос о праве на преднамеренное изменение по отношению к другому человеку в размышлениях М.К. Мамардашвили и Э.Фромма?
Рекомендуемая литература:
Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.
Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Изд.гр. “Прогресс”. “Культура”, 1993.
Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс. 1995.
Тема 11. Принципы социально-психологического тренинга. Принципы создания среды тренинга (системной детерминации, избыточности, реалистичности). Принципы поведения и деятельности участников тренинга (активности, исследовательской позиции, партнерского общения, искренности, «здесь и теперь»). Этические принципы (конфиденциальности, соответствия заявленных целей тренинга его содержанию, экологичности поведения). Организационные принципы (закрытости, комплектования группы, пространственно-временной организации).
Вид лекции – проблемная. Основная цель лекции: изложение материала через обсуждение сложных проблемных вопросов, связанных с реализацией принципов социально-психологического тренинга на практике (СПТ).
Задачи:
- дать представление о четырех группах принципов СПТ;
- актуализировать разные позиции студентов и точки зрения к пониманию проблемы реализации принципов тренинга с целями обучения;
- сформировать ответственное отношение студентов к тренингу как методу обучения.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопрос: Как соотносятся принципы поведения и деятельности участников тренинга с этическими принципами тренинга?
Рекомендуемая литература: 15,16,18,20.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Макшанов С.И. Психология тренинга. СпБ.1977.
Неимитационные активные методы обучения/ Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.
Поташник М.М. Инновационные школы России. Становление и развитие. – М.: Изд. дом “Новая школа”, 1998.
Тема 12. Методические средства социально-психологического тренинга. Методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге. Техники предоставления информации (мини-лекции, систематизированные информационные обзоры, инструкции, рисуночные техники). Направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое. Роль и место дискуссии в тренинге. Имитационные техники в тренинге. Значение психогимнастических упражнений. Методы оценки эффективности тренинга.
Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: раскрыть методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге.
Задачи:
- познакомить студентов с основными техниками предоставления информации в СПТ;
- показать различное назначение рисуночных, имитационных техник и активных методов обучения в практике проведения СПТ;
- изложить основные методы оценки эффективности СПТ.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: познакомиться с рекомендованной литературой и ответить на вопросы: Почему СПТ является многофункциональной формой обучения? В чем его достоинства и ограничения как метода обучения?
Рекомендуемая литература:
Активные методы обучения и воспитания: психолого-педагогический тренинг креативности: Методические указания / Сост. М.М. Кашапов. Яросл. гос.ун-т. Ярославль, 2001.
Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.
Имитационные активные методы обучения: методические указания / Сост. М.М. Кашапов; Яросл. гос ун-т, Ярославль, 2001.
Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Тема 13. Методика организации социально-психологического тренинга. Этапы тренинга (создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающий этап), цели и краткая характеристика этапов. Требования к ведущему тренинга.
Вид лекции – лекция-конференция. Проводится как научно-практическое занятие с заслушиванием докладов и выступлений студентов по теме.
Основные цели лекции:
- сформировать представление у студентов об этапах тренинга;
- показать студентам, что для успешной реализации тренинга как метода обучения ведущему важно обладать специальными профессионально-важными качествами, импровизационными умениями, навыками управления групповыми процессами;
- повышение коммуникативной культуры студентов (умение слушать, задавать вопросы, отвечать на них и т.д.).
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: часть студентов готовит доклады по теме, студенты-слушатели должны быть готовы провести сравнительный анализ представленной информации.
Рекомендуемая литература:
Дудченко В.. Инновационные игры: Практика, методология и теория. – Таллин, “Валгус”,1989.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / пер. с англ. М.: Генезис, 2000.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1990.
- Т.М. Панкратова
- Содержание.
- 3.3. Тематический план практических занятий…….....................32
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии……………………….39
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии……………………………………………………………………39
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний………………41
- Введение
- 1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания психологии»
- 2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии».
- 2.2. Место дисциплины в системе образования.
- 2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- 2.4. Минимум содержания дисциплины по гос.
- 2.5. Содержание учебной дисциплины .
- 2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.
- 3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий и рекомендации к их подготовке
- 3.1. Тематический план лекционных занятий.
- Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока
- 3.2. Тематический план семинарских занятий.
- Семинар №1
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №2 Тема: Модели обучения, их использование в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №3 Тема: Принципы обучения психологии в инновационной стратегии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №4 Тема: Методы и формы обучения в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №5 Тема: Групповая дискуссия.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №6 Тема: Игровые активные формы обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №7 Тема: Общие закономерности групповой динамики.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №8 Тема: Социально-психологический тренинг как форма обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- 3.3. Тематический план практических занятий и рекомендации к их подготовке.
- Практическое занятие №1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятии (на примере занятия «Возможности использования притчи в обучении »).
- Практическое занятие №2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения.
- Практическое занятие №3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами эвристической беседы.
- Практическое занятие №4. Метод анализа конкретных ситуаций, методические приемы его использования на учебных занятиях.
- Практическое занятие №5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии.
- Практическое занятие №6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении.
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии в вузе.
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний
- Критерии анализа учебного занятия.
- План самоанализа учебного занятия.
- План разработки учебной лекции (по Ляудис в.Я., 1989).
- Карта оценки профессионального мастерства преподавателя.
- Анкета обратной связи.
- Контрольная работа №1
- Контрольная работа №2
- Контрольная работа №3