logo
МПП метод реком

1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины

Большинство современных студентов понимает, что хорошая учеба нужна для того, чтобы стать в последующем грамотным и квалифицированным специалистом, однако часто руководствуется другими мотивами – желанием угодить родителям или стремлением избежать неудовлетворительной оценки на экзамене. Расхождение мотивов является препятствием для применения полученных знаний на практике эффективно и целесообразно. Таким образом, для успешного обучения необходимо сформулировать цели и задачи обучение, определить его содержание и используемые методы.

Цель изучения психологии – научиться понимать человека, гармонично взаимодействовать с ним; разбираться в процессах, происходящих в малых и больших группах для оказания эффективной помощи. Именно поэтому при изучении психологических дисциплин не рекомендуется заучивание и механическое запоминание материала. Изучая научную литературу или слушая лекцию, важно соотносить получаемую информацию с жизненными ситуациями, поведением реальных людей и групп, а также с собственными мыслями, чувствами, действиями. Так может быть достигнуто единство теоретического и практического овладения знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в различных условиях их жизнедеятельности.

Гуманитаризация высшего образования предполагает решение такой проблемы, как развитие индивидуальных способностей, социальных характеристик личности, а также профессиональных качеств выпускников. Получая высшее образование по избранной специальности, будущий профессионал должен быть готов как к возможным общественным переменам, так и изменениям в профессиональной сфере.

Уровень профессиональной квалификации психолога-практика во многом определяется не только степенью овладения нормативными требованиями осуществляемой деятельности, технологией ее исполнения, но и личностной готовностью к профессиональной деятельности. Часто специалист, работающий с людьми, выступает вне ролевых и функциональных рамок, как автор и исполнитель своего личностного бытия, обращаясь своей живой индивидуальностью, феноменологией своих жизненных проявлений к другим людям. Существенной профессиональной особенностью и даже нормативными требованиями к личности психолога-практика выступают его толерантность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, то есть такие способности, которые предполагают открытость как своему новому личностному опыту, так и личностному опыту другого человека, способность к принятию, совмещению различных экзистенциальных моделей и этических стандартов собственного “Я” и “Я” другой личности. Поэтому вопросы профессиональной подготовки психологов отличаются специфичностью, ибо связаны не только с нормативно-ролевым и “техническим” уровнями, но и с уровнем личностным, где профессиональные умения и “техничность” дополняются личностным “Я”, его когнитивным, поведенческим и экзистенциально-смысловым потенциалом.

Становление личности психолога-практика тесно связано с разработкой содержания обучения будущих профессионалов. Как помочь студенту не только усвоить многообразные существующие парадигмы и концепции, но и личностно “вырасти”, достигая профессиональной и личностной идентичности? Решение этого вопроса частично находится в сфере структуры содержания различных видов учебных практик, являющихся составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса.