3.1. Тематический план лекционных занятий.
Лекция как организационная форма обучения является наиболее распространенным способом передачи учебной информации. В практике высшей школы является традиционно общепринятым то, что к лекционным занятиям готовится главным образом преподаватель. Для того, чтобы лекционное занятие соответствовало дидактическим целям, воздействовало на познавательную активность студентов, вызывало интерес к предмету, преподавателю важно использовать различные виды лекций.
Вместе с тем, для повышения эффективности процесса усвоения знаний важно, чтобы студенты тоже готовились к лекционным занятиям: повторяли ранее пройденный материал, читали рекомендованную литературу, вели поиск ответов на сформулированные преподавателем вопросы.
Далее приводится тематический план лекционных занятий с указанием их видов, рекомендаций по подготовке к ним и списков литературы.
Тема 1.Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции. Определение понятия процесса обучения (И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская А.А. Реан, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис). Новые педагогические подходы, связанные с пониманием личности. Принципы обучения психологии (Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Клюева). Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, П.А. Гальперина и др.
Вид лекции – вводная, лекция-визуализация, открывает лекционный курс по предмету. Основная цель лекции: показать теоретическое и прикладное значение дисциплины.
Задачи:
- дать определение структуры процесса обучения с точки зрения новых педагогических подходов;
- познакомить с основными целями и принципами обучения психологии, спецификой психологии как гуманитарной науки;
- познакомить с основными целями, задачами и порядком изучения дисциплины «Методика преподавания психологии»;
- провести междисциплинарные связи с дисциплиной «Педагогика», изучаемой студентами-психологами на 2 курсе.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов – повторение материала темы «Процесс обучения» дисциплины «Педагогика». Рекомендуемая литература:
Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: учебно-методическое пособие для студ. вузов.- М.: 1997.
Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.
Тема 2. Основные дидактические концепции. Понятие концепции обучения. Основные концепции обучения: ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучение, проблемно-деятельностное обучение. Модели обучения (проблемное, программированное, дистанционное, позиционное).
Вид лекции - информационная, используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Основная цель лекции: дать сравнительный анализ различных дидактических концепций и образовательных стратегий в преподавании психологии, традиционных и инновационных.
Задачи:
- познакомить студентов с основными моделями обучения и различными дидактическими концепциями;
- дать сравнительный анализ традиционных и инновационных стратегий и моделей обучения;
- познакомить с позиционной моделью обучения.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему инновационные подходы с трудом «пробивают» дорогу? Могут ли ставиться творческие задачи перед учащимися в традиционных моделях обучения?
Рекомендуемая литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.
Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.
Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.
Тема 3. Понятие методов и форм обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса и как специфика их работы по достижению различных целей обучения. Функции методов обучения: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-корректировочная. Классификационные характеристики методов обучения. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Классификация методов обучения академика Ю.К. Бабанского.
Вид лекции – проблемная. Основная цель: изложить материал, используя проблемный метод обучения.
Задачи:
- дать представление об интерактивных методах обучения;
- познакомить студентов с понятием аудитории как совокупного субъекта общения (формальные и качественные характеристики);
- наглядно продемонстрировать элементы эвристической беседы.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему интерактивные методы не достаточно широко используются в обучении? Используя метод эвристической беседы, преподаватель всегда знает ответ на вопрос или нет?
Рекомендуемая литература:
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.
Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.
Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.
Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.
Тема 4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов. Универсальность притчи как метода обучения. Притча как материал для индивидуального анализа и последующего обсуждения в группе. Психотерапевтическая функция притчи. Притча как сокровищница духовного опыта различных культур.
Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: с помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать о притче как эффективном словесном методе в создании долговременных установок и различных трансформаций бессознательной сферы личности в обучении.
Задачи:
- показать универсальность притчи как метода обучения (указать на междисциплинарные связи);
- раскрыть психотерапевтический потенциал притчи как метода обучения;
- продемонстрировать роль притчи как метода обучения в развитии толерантности слушателей.
Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: прочитать параграф в учебном пособии «методика преподавания психологии» Панкратовой Т.М., подумать над вопросом: Каким образом содержательный материал притчи (метафоры) связан с творческим мышлением?
Рекомендуемая литература:
Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.
- Т.М. Панкратова
- Содержание.
- 3.3. Тематический план практических занятий…….....................32
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии……………………….39
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии……………………………………………………………………39
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний………………41
- Введение
- 1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания психологии»
- 2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии».
- 2.2. Место дисциплины в системе образования.
- 2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- 2.4. Минимум содержания дисциплины по гос.
- 2.5. Содержание учебной дисциплины .
- 2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.
- 3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий и рекомендации к их подготовке
- 3.1. Тематический план лекционных занятий.
- Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока
- 3.2. Тематический план семинарских занятий.
- Семинар №1
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №2 Тема: Модели обучения, их использование в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №3 Тема: Принципы обучения психологии в инновационной стратегии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №4 Тема: Методы и формы обучения в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №5 Тема: Групповая дискуссия.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №6 Тема: Игровые активные формы обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №7 Тема: Общие закономерности групповой динамики.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №8 Тема: Социально-психологический тренинг как форма обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- 3.3. Тематический план практических занятий и рекомендации к их подготовке.
- Практическое занятие №1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятии (на примере занятия «Возможности использования притчи в обучении »).
- Практическое занятие №2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения.
- Практическое занятие №3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами эвристической беседы.
- Практическое занятие №4. Метод анализа конкретных ситуаций, методические приемы его использования на учебных занятиях.
- Практическое занятие №5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии.
- Практическое занятие №6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении.
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии в вузе.
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний
- Критерии анализа учебного занятия.
- План самоанализа учебного занятия.
- План разработки учебной лекции (по Ляудис в.Я., 1989).
- Карта оценки профессионального мастерства преподавателя.
- Анкета обратной связи.
- Контрольная работа №1
- Контрольная работа №2
- Контрольная работа №3