logo
МПП метод реком

3.1. Тематический план лекционных занятий.

Лекция как организационная форма обучения является наиболее распространенным способом передачи учебной информации. В практике высшей школы является традиционно общепринятым то, что к лекционным занятиям готовится главным образом преподаватель. Для того, чтобы лекционное занятие соответствовало дидактическим целям, воздействовало на познавательную активность студентов, вызывало интерес к предмету, преподавателю важно использовать различные виды лекций.

Вместе с тем, для повышения эффективности процесса усвоения знаний важно, чтобы студенты тоже готовились к лекционным занятиям: повторяли ранее пройденный материал, читали рекомендованную литературу, вели поиск ответов на сформулированные преподавателем вопросы.

Далее приводится тематический план лекционных занятий с указанием их видов, рекомендаций по подготовке к ним и списков литературы.

Тема 1.Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции. Определение понятия процесса обучения (И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская А.А. Реан, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис). Новые педагогические подходы, связанные с пониманием личности. Принципы обучения психологии (Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Клюева). Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, П.А. Гальперина и др.

Вид лекции – вводная, лекция-визуализация, открывает лекционный курс по предмету. Основная цель лекции: показать теоретическое и прикладное значение дисциплины.

Задачи:

- дать определение структуры процесса обучения с точки зрения новых педагогических подходов;

- познакомить с основными целями и принципами обучения психологии, спецификой психологии как гуманитарной науки;

- познакомить с основными целями, задачами и порядком изучения дисциплины «Методика преподавания психологии»;

- провести междисциплинарные связи с дисциплиной «Педагогика», изучаемой студентами-психологами на 2 курсе.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов – повторение материала темы «Процесс обучения» дисциплины «Педагогика». Рекомендуемая литература:

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить: учебно-методическое пособие для студ. вузов.- М.: 1997.

Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.: ВЛАДОС, 2004.

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

Тема 2. Основные дидактические концепции. Понятие концепции обучения. Основные концепции обучения: ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучение, проблемно-деятельностное обучение. Модели обучения (проблемное, программированное, дистанционное, позиционное).

Вид лекции - информационная, используется объяснительно-иллюстративный метод изложения. Основная цель лекции: дать сравнительный анализ различных дидактических концепций и образовательных стратегий в преподавании психологии, традиционных и инновационных.

Задачи:

- познакомить студентов с основными моделями обучения и различными дидактическими концепциями;

- дать сравнительный анализ традиционных и инновационных стратегий и моделей обучения;

- познакомить с позиционной моделью обучения.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему инновационные подходы с трудом «пробивают» дорогу? Могут ли ставиться творческие задачи перед учащимися в традиционных моделях обучения?

Рекомендуемая литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.

Клюева Н.В. Технологии работы психолога с учителем. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Тема 3. Понятие методов и форм обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса и как специфика их работы по достижению различных целей обучения. Функции методов обучения: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-корректировочная. Классификационные характеристики методов обучения. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов). Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Классификация методов обучения академика Ю.К. Бабанского.

Вид лекции – проблемная. Основная цель: изложить материал, используя проблемный метод обучения.

Задачи:

- дать представление об интерактивных методах обучения;

- познакомить студентов с понятием аудитории как совокупного субъекта общения (формальные и качественные характеристики);

- наглядно продемонстрировать элементы эвристической беседы.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: подумать над вопросами: Почему интерактивные методы не достаточно широко используются в обучении? Используя метод эвристической беседы, преподаватель всегда знает ответ на вопрос или нет?

Рекомендуемая литература:

Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2000.

Занков Л.В. Обучение и развитие (экспериментально-педагогическое исследование): Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1990.

Кашапов М.М. Психология педагогического мышления: Монография. СП б.: Алетейя, 2000.

Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия// Вопросы психологии.1987. №3.

Тема 4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов. Универсальность притчи как метода обучения. Притча как материал для индивидуального анализа и последующего обсуждения в группе. Психотерапевтическая функция притчи. Притча как сокровищница духовного опыта различных культур.

Вид лекции – информационная. Основная цель лекции: с помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать о притче как эффективном словесном методе в создании долговременных установок и различных трансформаций бессознательной сферы личности в обучении.

Задачи:

- показать универсальность притчи как метода обучения (указать на междисциплинарные связи);

- раскрыть психотерапевтический потенциал притчи как метода обучения;

- продемонстрировать роль притчи как метода обучения в развитии толерантности слушателей.

Рекомендации по подготовке к лекции для студентов: прочитать параграф в учебном пособии «методика преподавания психологии» Панкратовой Т.М., подумать над вопросом: Каким образом содержательный материал притчи (метафоры) связан с творческим мышлением?

Рекомендуемая литература:

Панкратова Т.М. Методика преподавания психологии. Учебное пособие, Ярославль, 2003.