logo
МПП метод реком

2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.

№ п/п

Наименование тем

Всего

Количество час. лекции

Количество час. семинары

Практические занятия

Самостоятельная

работа

1

Темы лекционных занятий

Тема 1.Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции. Определение понятия процесса обучения (И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская А.А. Реан, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис). Новые педагогические подходы, связанные с пониманием личности. Принципы обучения психологии (Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Клюева). Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, П.А. Гальперина и др.

6

2

2

-

2

2

Тема2. Основные современные дидактические концепции. Понятие концепции обучения. Основные современные концепции обучения: ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучение, проблемно-деятельностное обучение.

6

2

2

-

2

3

Тема 3. Понятие методов и форм обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса и как специфика их работы по достижению различных целей обучения. Функции методов: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-корректировочная. Классификационные характеристики методов обучения.

6

2

2

-

2

4

Тема 4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов .Универсальность притчи как метода обучения. Притча как материал для индивидуального анализа и последующего обсуждения в группе. Психотерапевтическая функция притчи. Притча как сокровищница духовного опыта различных культур.

7

2

-

2

3

5

Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока.

10

2

2

2

4

6

Тема 6. Лекция, ее структура и методы проведения. Структура и дидактические цели лекции как формы обучения. типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная. Виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-конференция. Основные этапы подготовки лекции.

9

2

2

2

3

7

Тема 7. Активные формы обучения. Основные цели активных форм обучения. Сотворческая позиция преподавателя при проведении активных форм обучения. Активные формы в традиционной модели обучения, их виды и краткая характеристика, возможности использования в учебном процессе. Дискуссия как активная форма обучения, правила и стратегии ведения групповой дискуссии.

17

4

4

4

5

8

Тема 8. Игровые формы обучения. Цели и принципы организации игрового обучения. Имитационные и неимитационные формы игрового обучения. Ролевая и деловая игра, их общая характеристика. Инновационная игра, ее цели и система методических средств (логико-технические, социотехнические и психотехнические), отличие от деловой игры.

19

6

4

4

5

9

Тема 9. Организация самостоятельной работы Ее место в различных формах организации учебного процесса. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Традиционные формы внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата, домашняя учебная работа и др.

4

2

2

10

Тема 10. Понятие социально-психологического тренинга как формы обучения. Социально-психологический тренинг как практика психологического воздействия, основанная на активных методах обучения (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), как метод преднамеренных изменений (С.И. Макшанов).

7

2

5

11

Тема 11.Принципы социально-психологического тренинга. Принципы создания среды тренинга (системной детерминации, избыточности, реалистичности). Принципы поведения и деятельности участников тренинга (активности, исследовательской позиции, партнерского общения, искренности, «здесь и теперь»). Этические принципы (конфиденциальности, соответствия заявленных целей тренинга его содержанию, экологичности поведения). Организационные принципы (закрытости, комплектования группы, пространственно-временной организации).

9

4

5

12

Тема 12. Методические средства социально-психологического тренинга. Методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге. Техники предоставления информации (мини-лекции, систематизированные информационные обзоры, инструкции, рисуночные техники). Направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое. Роль и место дискуссии в тренинге. Имитационные техники в тренинге. Значение психогимнастических упражнений. Методы оценки эффективности тренинга.

13

4

2

2

5

13

Тема 13. Методика организации социально-психологического тренинга. Этапы тренинга (создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающий этап), цели и краткая характеристика этапов. Требования к ведущему тренинга.

7

2

5

Итого

120

36

20

16

48