2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.
№ п/п |
Наименование тем | Всего | Количество час. лекции | Количество час. семинары | Практические занятия | Самостоятельная работа | |
1 | Темы лекционных занятий Тема 1.Общая характеристика процесса обучения, его принципы и функции. Определение понятия процесса обучения (И.Ф. Харламов, Н.В. Бордовская А.А. Реан, В.К. Дьяченко, В.Я. Ляудис). Новые педагогические подходы, связанные с пониманием личности. Принципы обучения психологии (Л.А. Петровская, В.А. Петровский, Д.Б. Богоявленская, Н.В. Клюева). Функции процесса обучения: образовательная, развивающая, воспитательная. Работы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской, П.А. Гальперина и др.
| 6 | 2 | 2 | - | 2 | |
2 | Тема2. Основные современные дидактические концепции. Понятие концепции обучения. Основные современные концепции обучения: ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного обучение, проблемно-деятельностное обучение. | 6 | 2 | 2 | - | 2 | |
3 | Тема 3. Понятие методов и форм обучения. Методы обучения как способы совместной деятельности субъектов образовательного процесса и как специфика их работы по достижению различных целей обучения. Функции методов: обучающая, развивающая, воспитывающая, побуждающая, контрольно-корректировочная. Классификационные характеристики методов обучения. | 6 | 2 | 2 | - | 2 | |
4 | Тема 4. Использование притчи как метода обучения студентов- психологов .Универсальность притчи как метода обучения. Притча как материал для индивидуального анализа и последующего обсуждения в группе. Психотерапевтическая функция притчи. Притча как сокровищница духовного опыта различных культур. | 7 | 2 | - | 2 | 3 | |
5 | Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока. | 10 | 2 | 2 | 2 | 4 | |
6 | Тема 6. Лекция, ее структура и методы проведения. Структура и дидактические цели лекции как формы обучения. типы лекций: вводная, установочная, текущая, заключительная и обзорная. Виды лекций: информационная, проблемная, лекция-визуализация, бинарная лекция, лекция-провокация, лекция-конференция. Основные этапы подготовки лекции. | 9 | 2 | 2 | 2 | 3 | |
7 | Тема 7. Активные формы обучения. Основные цели активных форм обучения. Сотворческая позиция преподавателя при проведении активных форм обучения. Активные формы в традиционной модели обучения, их виды и краткая характеристика, возможности использования в учебном процессе. Дискуссия как активная форма обучения, правила и стратегии ведения групповой дискуссии. | 17 | 4 | 4 | 4 | 5 | |
8 | Тема 8. Игровые формы обучения. Цели и принципы организации игрового обучения. Имитационные и неимитационные формы игрового обучения. Ролевая и деловая игра, их общая характеристика. Инновационная игра, ее цели и система методических средств (логико-технические, социотехнические и психотехнические), отличие от деловой игры. | 19 | 6 | 4 | 4 | 5 | |
9 | Тема 9. Организация самостоятельной работы Ее место в различных формах организации учебного процесса. Разновидности самостоятельной познавательной деятельности обучаемых. Традиционные формы внеаудиторной самостоятельной работы: написание реферата, домашняя учебная работа и др. | 4 | 2 |
|
| 2 | |
10 | Тема 10. Понятие социально-психологического тренинга как формы обучения. Социально-психологический тренинг как практика психологического воздействия, основанная на активных методах обучения (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), как метод преднамеренных изменений (С.И. Макшанов). | 7 | 2 |
|
| 5 | |
11 | Тема 11.Принципы социально-психологического тренинга. Принципы создания среды тренинга (системной детерминации, избыточности, реалистичности). Принципы поведения и деятельности участников тренинга (активности, исследовательской позиции, партнерского общения, искренности, «здесь и теперь»). Этические принципы (конфиденциальности, соответствия заявленных целей тренинга его содержанию, экологичности поведения). Организационные принципы (закрытости, комплектования группы, пространственно-временной организации). | 9 | 4 |
|
| 5 | |
12 | Тема 12. Методические средства социально-психологического тренинга. Методические средства и социально-психологические эффекты в тренинге. Техники предоставления информации (мини-лекции, систематизированные информационные обзоры, инструкции, рисуночные техники). Направления применения рисуночных техник: диагностическое, развивающее, терапевтическое. Роль и место дискуссии в тренинге. Имитационные техники в тренинге. Значение психогимнастических упражнений. Методы оценки эффективности тренинга. | 13 | 4 | 2 | 2 | 5 | |
13 | Тема 13. Методика организации социально-психологического тренинга. Этапы тренинга (создания работоспособности, ориентации, изменений, завершающий этап), цели и краткая характеристика этапов. Требования к ведущему тренинга. | 7 | 2 |
|
| 5 | |
| Итого | 120 | 36 | 20 | 16 | 48 |
- Т.М. Панкратова
- Содержание.
- 3.3. Тематический план практических занятий…….....................32
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии……………………….39
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии……………………………………………………………………39
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний………………41
- Введение
- 1. Специфика содержания и целей обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 1.2. Цели обучения психологии как гуманитарной дисциплины
- 2. Учебная программа дисциплины «Методика преподавания психологии»
- 2.1. Цели и задачи дисциплины «Методика преподавания психологии».
- 2.2. Место дисциплины в системе образования.
- 2.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
- 2.4. Минимум содержания дисциплины по гос.
- 2.5. Содержание учебной дисциплины .
- 2.6. Распределение часов дисциплины по темам и формам учебных занятий.
- 3. Тематические планы лекционных, семинарских и практических занятий и рекомендации к их подготовке
- 3.1. Тематический план лекционных занятий.
- Тема 5. Урок как форма организации обучения. Комплекс дидактических целей урока, типы и структура урока. Дидактический, методический, психологический, воспитательный и гигиенический аспекты урока
- 3.2. Тематический план семинарских занятий.
- Семинар №1
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №2 Тема: Модели обучения, их использование в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №3 Тема: Принципы обучения психологии в инновационной стратегии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №4 Тема: Методы и формы обучения в преподавании психологии.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №5 Тема: Групповая дискуссия.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №6 Тема: Игровые активные формы обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №7 Тема: Общие закономерности групповой динамики.
- На что обратить внимание при подготовке:
- Семинар №8 Тема: Социально-психологический тренинг как форма обучения.
- На что обратить внимание при подготовке:
- 3.3. Тематический план практических занятий и рекомендации к их подготовке.
- Практическое занятие №1. Техники и приемы публичного выступления. Критерии анализа учебного занятии (на примере занятия «Возможности использования притчи в обучении »).
- Практическое занятие №2. Беседа, особенности ее подготовки и проведения.
- Практическое занятие №3. Методическая разработка лекционного занятия с элементами эвристической беседы.
- Практическое занятие №4. Метод анализа конкретных ситуаций, методические приемы его использования на учебных занятиях.
- Практическое занятие №5. Дискуссия. Стратегии ведения дискуссии.
- Практическое занятие №6. Ролевая игра, возможности ее использования в обучении.
- 4. Проверка и оценка знаний по психологии
- 4.1. Организация проверки и оценивания при обучении психологии в вузе.
- 4.2. Основные принципы проверки и оценки знаний
- Критерии анализа учебного занятия.
- План самоанализа учебного занятия.
- План разработки учебной лекции (по Ляудис в.Я., 1989).
- Карта оценки профессионального мастерства преподавателя.
- Анкета обратной связи.
- Контрольная работа №1
- Контрольная работа №2
- Контрольная работа №3