6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
(НА ПРИМЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА)
Интерес к вопросам справедливости проявляется еще на ранних этапах человеческого развития, и развивается у мыслителей разных эпох. Все гуманистические учения о человеке и обществе всегда обращались и обращаются к этой проблеме. В них справедливость присутствует как своеобразный критерий «человечности» общества. Почему ради воплощения идей справедливости люди идут на смерть, совершают подвиги, участвуют в революциях, митингах и демонстрациях? Дело в том, что проблема справедливости касается всех и каждого. Люди во все времена истории желали справедливости.
Однако, несмотря на многовековую историю изучения, справедливость по-прежнему остается сложным и противоречивым объектом изучения.
Так на данный момент с учетом многовекового опыта изучения особо ярко выделяются три вида справедливости: мстительная, уравнительная и распределительная справедливость.
Первый тип справедливости сформировался еще в далеком прошлом, и перекочевал к нам возможно даже из животного состояния. Периодом наивысшего рассвета мстительной справедливости специалисты по праву относят период действия древнейших сводов законов, таких как, Кодекс Хаммурапи и Законы Ману. Главным их принципом, как и данного вида справедливости является принцип талиона – «Око за око, зуб за зуб», т.е. отомстить причинителю вреда.
В свою очередь главный смысл уравнительной справедливости в том, чтобы у всех всего было поровну. Однако историческая практика показала, что данный вид справедливости, разработанный такими выдающимися экономистами и теоретиками социализма как К. Маркс и Ф. Энгельс, воплотить в полной мере и во всех ее аспектах, к сожалению, на данный момент невозможно.
Суть же распределительной справедливости в том, что каждый человек в меру своего труда может иметь необходимое имущество, а также в меру своих сил и возможностей должен защищать свои права. Государство в данной модели справедливости отводится роль наблюдателя за рынком, а также распределителя необходимого минимума социальных благ [1].
На сегодняшний день в обществе справедливость понимается как категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.
Как мы уже говорили понятие «Справедливость» из спокон веков понималось по-разному, возможно это вызвано «многоликостью» справедливости. Однако в тоже время законы общества (мораль) и законы государства всегда стремятся достичь наибольшей справедливости.
Стремление людей улучшить свою жизнь всегда связывалось и связывается с совершенствованием общества на «справедливых началах». Именно право воспринимается человеком (осознанно или интуитивно) как «справедливость через равенство». Образ права как справедливости через равенство нашел свое отражение в изображении Фемиды: повязка на глазах богини правосудия – символ беспристрастия, а весы – символ объективного суждения о справедливости.
Латинское слово justitia, означающее «справедливость», применительно к правовым отношениям трактуется как «правосудие», т.е. справедливое решение спора, в соответствии с правом. В юриспруденции следовать праву и действовать справедливо – это одно и то же. В основу правового, справедливого равноправия положен принцип естественного права: то, что признается справедливым для себя, должно признаваться справедливым для другого лица.
В категориях «справедливо – несправедливо» люди оценивают существующий порядок, действия власти, отдельных лиц или социальных групп, защищают с их помощью свои конкретные интересы. Справедливость, таким образом, является оценочной категорией. Но ведь как часто бывает то, что справедливо для одних, является несправедливостью для других. Причем, каждая сторона искренне убеждена в истинности и справедливости только своей позиции. В данном случае посторонний наблюдатель (коим может быть и юрист) наиболее объективен в этом вопросе, поскольку его собственные интересы не затрагиваются.
Справедливость можно рассматривать, и как высшую ценность в регулировании общественных отношениях, при этом необходимо отметить, что общественные отношения регулируются правом, как материальным выражением должного поведения.
Справедливость, по сути, является внутренним свойством права. Юрист, таким образом, «представитель справедливости», т.е. можно сделать вывод, что справедливость играет главенствующую роль в профессиональной деятельности юристов, она есть не что иное, как нераздельный нравственный и служебный долг. Или другими словами, справедливость – это нечто должное и правильное, то чему должна соответствовать профессиональная деятельность юриста, чтобы наилучшим образом регулировать общественные отношения.
Юрист должен быть беспристрастен, что прежде, чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно проводить справедливое решение в жизнь. Неподкупность и бескорыстие – важные оценки справедливости, ведь еще Демокрит отметил: «Доступный подкупу не может быть справедливым». Справедливость впитывает в себя и такие ценностные свойства юриста, как гуманность, доброжелательность и требовательность, неуклонное следование правовым предписаниям как материализованному выражению справедливости.
Однако в юридической деятельности, на протяжении многих лет принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности законодательства и сложности, регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного характера.
Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому на юристах как на наиболее просвещенных в праве членов общества лежит ответственность за своевременное отражение в законодательстве происходящие в обществе изменения, путем внесения в соответствующие органы ряда предложений по изменению и дополнению действующих законов. Законодатель в свою очередь в санкции статьи предусматривает возможность выбора наказания и его размер в зависимости от обстоятельств дела.
Принцип справедливости необходим при реализации любой правовой нормы на всех стадиях правоохранительной и правоприменительной деятельности. Этот принцип выступает и как моральное качество правовых норм и правовых отношений, как критерий оценки и как нормативное требование, как принцип профессиональной морали юриста, и как его моральное качество.
Справедливость тем самым играет наиважнейшую роль в ценностном регулировании общественных отношений и профессиональной деятельности специалистов, в особенности юристов, так как их деятельность непосредственно связана с осуществлением правосудия, т.е. с определением должного поведения людей в обществе и вынесением справедливого, основанного на нормах морали и права решения.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что именно социально-гуманитарные дисциплины играют важнейшую роль в формировании мировоззрения будущих специалистов, особо ярко, как мы уже отмечали, это проявляется при формировании будущего юриста, ведь так сложилось в обществе, что именно они (юристы) призваны вести борьбу за такие важнейшие для человека ценности как справедливость, гуманность, законность, правопорядок, защищая тем самым интересы личности (ее права и свободы), общества и государства. А эта защита, на наш взгляд, немыслима без таких компетенций будущего специалиста как чувство должного (справедливого), гуманного, которые как раз таки и формируются в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информационно-образовательный Интернет-портал [Электронный ресурс] / Философия: студенту, аспиранту, философу. – Режим доступа : http://www.philosoff.ru. – Дата доступа : 05.04.2014
А.В. Василевский (Научный руководитель Г.И. Займист)
Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина, юридический факультет, Правоведение; См. приложение: Презентация № 4.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале