Тема 4 Современные стратегии академического чтения
Вопросы для обсуждения
Занятие 1
1. Способы организации работы с текстом.
2. Типы чтения: воспроизводящий, как понимание и применение, анализирующий и синтезирующий, критикующий и критический.
Занятие 2
1. Герменевтические аспекты взаимоотношений с текстом.
2. Плюрализм, полисемантичность и альтернативность интерпретаций текста.
3. Чтение как вопрошание: себя, текста и автора.
Практические задания
1. Прокомментируйте высказывание: «Как это часто бывает в науке можно считать, что мы наполовину победили, если начали правильно формулировать вопросы» (Дж. А. Миллер, выдающийся американский психолог, психолингвист, классик американской когнитивной психологии, основатель когнитивной науки).
2. Написать рецензию на собственный опыт организации работы с текстом.
3.Дискуссия по проблеме о пределах и требованиях к пониманию и интерпретации текста.
4. Составьте диаграмму зависимостей характера и содержания работы с текстом и её результатов на определенных этапах чтения в соответствии с таксономией А. Блума.
Темы рефератов
Эвристическое вопрошание: к теории поиска информации с помощью вопроса.
Культура методологического мышления в процессе работы с текстом.
Культура критического мышления в процессе работы с текстом.
Рекомендуемая литература к рефератам
Аверьянов Л.Я. Почему люди задают вопросы? / Л.Я. Аверьянов. – М. : Социолог, 1993. –152 с.
Берков В.Ф. Вопрос как форма мысли / В.Ф. Берков. – Минск, 1972.
Биккулова, Г.Р. Развитие критического мышления в контексте медиаобразования // Инновации в образовании. – 2009. – № 3. – С. 4–17.
Волков, Е.В. Развитие критического мышления / Е.В. Волков. – М., 2004.
Заир-Бек, С.И. Критическое мышление / С.И. Заир-Бек. – М., 2004.
Заир-Бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2004.
Клустер, Д. Что такое критическое мышление / Д. Клустер // Перемена. – 2001. – № 4.
Медведев, В.А. О тенденциях развития методологической культуры мышления / В.А. Медведев // Вопросы философии. – 2010. – № 2. – С. 161–164.
Ноэль-Цигульская, Т.Ф. О критическом мышлении. – [Электронный ресурс]. – 2000. – Режим доступа : //http://zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml. – Дата доступа : 31.01.2011.
Стил, Дж., Мередит, К., Темпл, Ч., Уолтер, С. Популяризация критического мышления : Пособие / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М., 1997.
Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования ХХ1 века. – Н. Новгород : Арабеск, 2001.
Халперн, Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. – СПб., 2000.
Хинтикка Я., Хинтикка М. Шерлок Холмс против современной логики: к теории поиска информации с помощью вопросов / Я. Хинтикка, М. Хинтикка // Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Сост. В.М. Сергеева и П.Б. Паршина; Общ. ред. В.В. Петрова. – М. : Прогресс, 1987. – С. 265–281.
Хуторской, А.В., Король, А.Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект) / А.В. Хуторской, А.Д. Король // Вопросы философии. – 2008. – № 4. – С. 109–115.
Список рекомендуемой литературы по отдельным вопросам темы
Валгина, Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. – М., 2004.
Залевская, А.А. Текст и его понимание / А.А. Залевская. – Тверь, 2001.
Зонтаг, С. Против интерпретации / С. Зонтаг // Мысль как страсть: Избранные эссе 1960–70-х гг. – М. : Русское феноменологическое общество, 1997.
Карпиевич, Е.Ф., Краснова, Т.И. Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии Б. Блума) / Е.Ф. Карпиевич, Т.И. Краснова // Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 5 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Минск: Пропилеи, 2007. – С. 9–37.
Конрад, К. Обращение с текстом : основы и примеры обучающих стратегий (реферат) / К. Конрад // Стратегии академического чтения и письма. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 5 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Минск : Пропилеи, 2007. – С. 38–45.
Мельников, А.П. О методике самостоятельной работы студентов с книгой в высшем учебном заведении / А.П. Мельников // Вышэйшая школа. – 2008. – № 3. – С. 35–38.
Праженик, А.Е. Проблема академического чтения: дидактический и герменевтический аспекты / А.Е. Праженик // Стратегии академического чтения и письма. Серия У. Современные технологии университетского образования. Выпуск 5 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Минск : Пропилеи, 2007. – С. 46–60.
Работа с текстом. Серия «Современные технологии университетского образования». Выпуск 1 / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. – Минск : РИВШ, 2003. – 124 с.
Университет как центр культуропорождающего образования. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / М.А. Гусаковский, Л.А. Ященко, С.В. Костюкевич и др.; Под ред М.А. Гусаковского. Минск : БГУ, 2004. – 279 с. (Образование как работа с текстом. – С. 103–122).
Усманова, А.Г. Здравый смысл против гиперинтерпретации // Умберто Эко: парадоксы интерпретации. – Минск : Изд-во ЕГУ «Пропилеи», 2000.
Федоров, А.В. Герменевтический анализ на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории / А.В. Федоров // Инновационные образовательные технологии. – 2007. – № 3 (11). – С. 56–72.
Шустерман Р. Ниже уровня интерпретации / Р. Шустерман // Вопросы философии. – 2008. – № 7. – С. 141–158.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале