1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
Полоцкая иезуитская академия – первое высшее с правами университета учебное заведение на территории Белоруссии. Была открыта в 1812 году на базе Полоцкого иезуитского коллегиума по указу российского императора Александра I. Полоцкий иезуитский коллегиум был открыт в 1580 году по указу польского короля Стефана Батория. В 1820 году Полоцкая иезуитская академия была ликвидирована.
В XIX столетии Полоцкая иезуитская академия являлись крупнейшим образовательным центром Белоруссии. Имело место противостояние Полоцкой иезуитской академии и Виленского университета, руководство которого следовало тоталитарной идеологии в духе французского Просвещения. В Полоцкой академии вместо польского языка стал более последовательно вводиться в образовательный процесс русский язык. Полоцкие иезуиты способствовали укреплению региональной белорусской идентичности местного дворянства в противовес полонизаторской политике Виленского университета. Полоцкая академия дала значительное число общественных и государственных деятелей Российской империи.
Белорусская государственная орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени сельскохозяйственная академия является старейшим и многопрофильным крупнейшим высшим заведением аграрного направления среди стран СНГ и Европы. Его история начинается с 1836 года, когда царским правительством было принято решение открыть в местечке Горки Могилевской губернии земледельческую школу. 15 августа 1840 года земледельческая школа была открыта. Она имела курсы обучения двух разрядов: высший и низший. Срок обучения по высшему разряду был 3 года. Учащиеся получали высшее агрономическое образование.
Белорусский государственный университет (БГУ) открыт 30 октября 1921 года. Решение о создании Белорусского государственного университета было принято Центральным Исполнительным Комитетом Белорусской Советской Социалистической Республики 25 февраля 1919 года. Однако организационные работы по его открытию затянулись в связи с временной оккупацией Минска. В мае 1921 года был объявлен прием на рабочий факультет, а 11 июля на торжественном заседании в городском театре был обнародован текст Декрета об открытии Белорусского государственного университета. 30 октября состоялось торжественное собрание, посвященное началу занятий.
В состав комплекса БГУ входят: 20 факультетов и образовательных институтов; 5 учреждений переподготовки и повышения квалификации; 4 научно-исследовательских института; 13 научных центров; 41 научно-исследовательская лаборатория; 38 студенческих научно-исследовательских лабораторий; 180 кафедр; 11 унитарных предприятий; 3 учебно-опытные станции; 4 музея. В 2008 году был создан Институт журналистики БГУ, в состав которого вошли факультет журналистики и факультет повышения квалификации и переподготовки.
Высшее образование в БГУ студенты получают по 61 специальности первой ступени высшего образования и 65 специальностям — второй. С 2008 г. ведется обучение студентов в рамках Государственной программы подготовки кадров для ядерной энергетики на 2008—2020 гг. Подготовка кадров высшей квалификации ведется в аспирантуре по 120 специальностям. БГУ координирует деятельность университетов страны по разработке научно-методического обеспечения университетского образования по гуманитарным и естественнонаучным специальностям.
C 2008-го года БГУ участвует в одном из самых известных вебометрических рейтингов — Webometrics Ranking of World Universities. За последние три года рейтинг БГУ постоянно растет. В июле 2009 г. университет занимал 1916 позицию, а в июле 2012 г., преодолев 1320 ступенек, достиг 596 позиции.
Среди университетов стран СНГ БГУ находится на четвертом месте, пропустив вперед лишь 3 российских университета: МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский и Томский университеты. В рейтинге стран постсоветского пространства Интерфакс на 2013 год занимает 2 место.
Согласно рейтингу авторитетного британского агентства QS WUR (QS World University Rankings), проводимого с 2004 г., в 2012 г. БГУ во второй раз вошел в ТОП-700 лучших университетов мира и находится в группе вузов, занимающих 501—550 позиции. Среди вузов СНГ БГУ в этом рейтинге занимает 9-ю позицию.
В 2014 году агентство «Эксперт РА» присвоило университету рейтинговый класс «В» означающий «очень высокий» уровень подготовки выпускников; единственным университетом в СНГ получившим в данном рейтинге класс «А» стал МГУ.
Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина – ровесник Великой Победы.
В 1945 году Постановлением Совета народных комиссаров БССР утверждено решение о создании учительского института. В 1949 году институту присвоено имя А.С.Пушкина, а в 1950 году Постановлением Совета Министров СССР открыт Брестский государственный педагогический институт, который в 1995 году преобразован в Брестский государственный университет (имя А.С.Пушкина присвоено в 1999 году).
Получение университетского статуса обусловило качественные перемены в учебной, научной и воспитательной работе. Сегодня Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина – крупнейшее учебное заведение Брестской области, центр научных исследований и культурной жизни юго-западного Полесья, готовит специалистов по 45 специальностям на 1-й ступени получения высшего образования и 15 на 2-й ступени получения высшего образования.
В настоящее время в Беларуси существует учреждений образования:
Академий, 33 университета, 15 институтов.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале