3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
Учебная деятельность – деятельность, направленная на преобразование (дополнение и переструктурирование) опыта субъекта за счет включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта.
Продукт учебной деятельности – усвоенный фрагмент социального опыта и изменение прежнего опыта обучаемого за счёт этого.
Структурный компонент | Проблемы у студентов | Советы для решения проблем |
Мотивы: познавательный; саморазвитие; изменение себя; изменение своих способностей с нормативами будущей профессиональной деятельности | Отсутствие представлений о требованиях, предъявляемых к субъекту со стороны его профессиональной деятельности; стремление получить определённую оценку на экзамене, «не завалить сессию»; приписывание преподавателю мотивирующей функции и ответственности за результаты своей учебной деятельности («мне должно быть интересно и понятно, тогда я буду учиться») | Знакомство с профессиограммой будущей профессиональной деятельности; Побуждение к рефлексии над связями между особенностями своей личности и требованиями будущей профессиональной деятельности, например: «Как я должен измениться, чтобы стать хорошим специалистом?»; Раскрыть зависимость результатов учебной деятельности от усилий самого студента |
Учебная задача - те изменения, которые должны наступить в субъекте учебной деятельности, те знания и способы действий, которые он должен присвоить | Отсутствие умения рефлексировать изменения в себе, наступающие в связи с учением и неумение ставить адекватные учебные задачи; в качестве учебной задачи выступает
выполнение | Учиться осознавать учебные задачи, которые ставит перед студентами преподаватель (зачем дано то или иное задание, почему задан определённый вопрос); Учиться самостоятельно |
| выполнение заданий преподавателя без осознания их учебной цели (сделать определенное количество конспектов, написать реферат определенного объема, отчет определенного содержания) | ставить перед собой учебные задачи через соотнесение своего актуального уровня (что я могу, знаю, понимаю) с содержанием учебных программ, планов практических и лабораторных занятий, вопросов для самоконтроля и экзамена (что я должен уметь, знать, понимать) |
Учебные действия – изменения учебного материала, необходимые для его освоения: 1) действия уяснения содержания учебного материала; 2) действия отработки учебного материала | Несамостоятельность в организации своей учебной деятельности, установка на выполнение указаний преподавателя; неосознанность способов осуществления учебных действий; слитность содержания конкретного учебного материала и ситуации его усвоения (разные дисциплины учат разными способами в зависимости от характера учебных заданий)
| Учиться анализировать письменные сообщения, выделяя в них тематический состав сообщения, основные положения сообщения и связи между ними (составлять схемы. таблицы); Учиться конспектировать (фиксация выделенного и уясненного содержания) и тезисно излагать основные положения сообщения; Учиться применять полученные теоретические знания для решения прикладных задач; учить приемам рационального запоминания |
Действия контроля – сравнение осуществляемых учебных действий с их образцами | В связи с отсутствием осознанного и обобщенного алгоритма выполнения учебных действий основной формой контроля выступает пересказ материала; зависимость от заданных преподавателем приемов контроля; неумение самостоятельно скорректировать неуспешное учебное действие («не знаю, как делать, поэтому не делаю») | Научиться устанавливать зависимость действий контроля от осознанности учебных задач и действий |
Действия оценки – оценка достигнутого результата учебного действия (решена ли учебная задача) | Отсутствие ориентировки на объективные критерии оценки сформированных знаний, умений, навыков; зависимость оценки своих достижений от интуитивно постигаемых «требований преподавателя» и его мнения и следовательно подстраивание под конкретного преподавателя и попытки манипулирования им ради желаемой оценки | Учиться сознательно ориентироваться на содержание учебных программ и на критерии оценивания по 10-тибальной шкале как на объективные критерии оценки своих учебных достижений. |
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале