6.2.4 Роль невербального общения
В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА
У каждого человека есть запас житейских психологических знаний, основой которых является жизненный опыт. Мы можем понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, помочь ему. Быть хорошим психологом в профессиональном общении – одно из важных требований, предъявляемых к специалистам в тех профессиях, которые предполагают постоянное общение с людьми, таких как юрист, менеджер, педагог, врач, продавец и т.д.
Мужчина сидел за столом напротив агента ФБР и терпеливо, тщательно подбирая слова, отвечал на вопросы. В деле об убийстве он не считался главным подозреваемым. Его алиби было правдоподобным, ответы звучали искренне, однако агент не торопился завершить допрос. С согласия подозреваемого ему была задана серия вопросов об орудии убийства:
«Если бы это преступление пришлось совершить вам, вы бы воспользовались пистолетом?»
«Если бы это преступление пришлось совершить вам, вы бы воспользовались перочинным ножом?»
«Если бы это преступление пришлось совершить вам, вы бы воспользовались ножом для колки льда?»
«Если бы это преступление пришлось совершить вам, вы бы воспользовались молотком?»
Один из перечисленных предметов, нож для колки льда, действительно был использован для совершения данного преступления, но эту информацию пока скрывали от общественности. Поэтому только убийца мог знать, какой из предметов стал орудием для преступления. Перечисляя их по списку, агент ФБР пристально наблюдал за подозреваемым. Когда очередь дошла до ножа для колки льда, веки мужчины тяжело опустились и не подымались, пока не был назван следующий предмет. Агент сразу же понял, что означало такое поведение век, и с этого момента «второстепенный» подозреваемый стал главным объектом расследования. Через некоторое время он сознался в совершении преступления.
Еще одна победа в послужном списке Джо Наварро, замечательный человек на чьем счету за 25 лет блестящей карьеры в ФБР, помимо этого убийцы, были десятки других разоблаченных преступников, включая матерых шпионов. Как ему удавалось выводить их на чистую воду? Если вы спросите его самого, он откровенно признается: «Просто я умею читать людей».
Надеюсь, вы поняли, что речь идет о невербальных, то есть неречевых средствах коммуникации. Все эти средства – выражения лица, жесты и физические движения, положение тела, прикосновение и даже одежда – помогают понять, что люди думают, как они намереваются поступить и насколько их слова соответствуют истине.
Вы спросите, зачем нам это надо, ведь в наше время существует детектор лжи? Однако были случаи, когда детектор лжи смогли обмануть, а американские ученые вообще разработали целую программу как обмануть детектор.
С помощью средств невербального поведения передается от 60 до 65% всей информации при межличностном общении. Так как люди не всегда осознают, что используют средства невербальной коммуникации, язык тела часто оказывается более правдивым, чем произносимые слова, которые сознательно подбираются для получения нужных для говорящего результатов. Алан Пиз, специалист в невербальном общении, разработал 10 заповедей, как овладеть этой наукой:
Внимательно наблюдайте за тем, что происходит.
Дело в том, что многие люди всю жизнь смотрят, но, в сущности, ничего не видят, или, как говорил прославившийся своим вниманием к мелочам гениальный детектив Шерлок Холмс своему партнеру доктору Ватсону: «Вы смотрите, но вы не наблюдаете». К сожалению, подавляющее большинство людей просто смотрят вокруг, но не прилагают усилий к тому, чтобы наблюдать.
Грустно осознавать, как много на свете людей, для которых любые вполне предсказуемые варианты развития жизненных событий оказываются полной неожиданностью. Жалобы таких людей всегда похожи: «Моя жена только что подала на развод. Я даже не подозревал, что она разочаровалась в нашем браке» или «Школьный консультант говорит, что мой сын уже три года балуется кокаином. Я понятия не имела, что у него проблема с наркотиками».
Наблюдение в контексте – это ключ к пониманию невербального общения.
Нельзя себе заткнуть уши пальцами и смотреть на действия человека, надо сопоставлять слова с жестами, движениями, мимикой.
Учитесь распознавать и расшифровывать универсальные сигналы невербального поведения.
Универсальные, т.е. проявляющиеся у большинства людей. Например, когда люди сжимают губы так плотно, что те превращаются в ниточку, это типичный знак того, что они чем-то обеспокоены и с ними что-то не так.
Учитесь распознавать и расшифровывать идиосинкратические сигналы невербального общения. Идиосинкратические, т.е. индивидуальные.
Когда вы общаетесь с другими людьми, то старайтесь определить их базовые модели поведения.
Всегда старайтесь замечать в людях множественные эмблемы – сигналы поведения, которые подаются одновременно или последовательно.
Важно искать в поведении человека изменения, которые свидетельствуют об изменениях в его мыслях, эмоциях и намерениях.
Старательно учитесь распознавать ложные и обманчивые невербальные сигналы.
Умение различать признаки комфорта и дискомфорта поможет вам сфокусироваться на элементах поведения, способных сыграть самую важную роль в расшифровке невербальных сообщений.
Когда наблюдаете за другими, старайтесь это делать незаметно.
Если наши слова можно контролировать, то жесты практически неподвластны контролю. Вы когда-нибудь, рассказывая какую-либо историю другу, наблюдали как движутся ваши руки или как расположены ваши ноги? А виновником этого является наш мозг, он делится на три подмозга: «Рептильный мозг (ствола мозга)», «Мозг млекопитающего (лимбический)» и «Человеческий мозг (неокартекса)». Именно лимбический мозг реагирует на окружающий мир, отвечает за движением ног, торса, рук, иначе говоря «честный мозг».
Вы можете сколько хотите пытаться скрыть ваши истинные эмоции, но саморегулируемая лимбическая система все равно заставит тело показать, что вы чувствуете. Вот почему так важно наблюдать за этими реакциями тревоги и знать, что они всегда искренни и достоверны. В некоторых случаях это помогает спасти жизнь людей.
В течение многих лет мы сохраняем лимбические реакции доставшиеся нам от животных. Исключительно эффективная реакция на стрессы и опасности выражается в трех формах: замри, беги и сражайся.
Реакция замирания. Некоторые животные при столкновении с хищником не просто замирают, а притворяются мертвыми, что является экстремальной формой реакции замирания. Короче говоря, реакция замирания досталась современному человеку в наследство от человека примитивного и сегодня остается первой линией обороны против угрозы или опасности. В современном обществе реакция замирания проявляется в повседневной жизни не столь явно. Ее можно заметить у людей, пойманных на месте преступления или уличенных во лжи. Когда люди чувствуют себя беззащитными, они действуют точно так же, как наши предки миллион лет назад – они замирают.
Например, когда людям читают нотации или делают выговор, большинство из них боится пошевелиться. Подобное поведение можно наблюдать у подследственных, когда их расспрашивают о том, что чревато для них последствиями. Человек замирает на стуле, словно летчик перед катапультированием.
Повинуясь необходимости замереть при столкновении с угрозой, люди, которых допрашивают в связи с преступлением, часто располагают ступни ног в позе беспомощности (обвивая ногами ножки стула) и сохраняют это положение чересчур долго. Такое поведение говорит о том, что спокойствие человека было чем-то нарушено. Мы не знаем, говорит человек правду или лжет, но подобное поведение свидетельствует о том, что человек испытывает стресс и всегда надо «докопаться» до причины такого поведения.
Иногда лимбический мозг использует еще одну разновидность защитной реакции замирания и заставляет нас сжиматься, чтобы выглядеть маленькими и неприметными. Может вы видели по кинофильмам как магазинные воры часто используют сжимание, как будто хотят стать невидимыми. Как ни парадоксально, но такое поведение лишь еще сильнее выделяет вас из толпы, потому что отличается от нормального. Если мужчины не поняли, о каком сжимании идет речь, представьте, как покидают игроки поле проигравшей футбольной команды.
Реакция бегства. Это стремление не обнаруживать себя при встрече с хищниками или в опасных ситуациях. Другая же цель заключается в том, чтобы дать попавшему в беду человеку возможность оценить ситуацию и решить, как лучше всего действовать.
Реакция борьбы. Это проявление агрессии, наш мозг использует эту реакцию как последнее средство выживания.
Все эти реакции – это испытывание человеком какого-либо стресса, а после стресса нам естественно хочется как-то успокоиться, прийти в себя. Успокаивающее поведение свойственно не только человеку, так, например, кошки и собаки, чтобы успокоиться, облизывают себя и друг друга. Или маленький ребенок сосет палец, но это не значит, что мы должны лизать друг друга, у нас это проявляется гораздо незаметнее, например, мы грызем карандаш или жуем жвачку. Чтобы читать невербальное поведение, надо сначала распознавать успокаивающее поведение.
Прикосновение к шее или ее поглаживание – это одна из самых многозначительных и распространенных форм успокаивающего поведения, которые мы используем в стрессовых ситуациях. В частности, женщины, когда им нужно успокоиться, часто поступают так – дотрагиваются или прикрывают рукой нагрудную ямку. Если женщина прикасается к этой части шеи и, или прикрывает ее рукой, то это обычно означает, что она испытывает стресс, дискомфорт.
Если на допросе, следователь задает вопрос: «Вы знакомы с...» – допрашиваемый отвечает: «нет», но затем сразу же трогает шею или рот, то становится ясно, что вопрос его встревожил настолько сильно, что сейчас ему приходится успокаиваться.
Успокаивающее поведение проявляется в разных формах. Когда мы испытываем стресс, то нам помогает успокоиться легкий массаж шеи, поглаживание лица или прядей волос. Все эти действия совершаются автоматически. Мозг отправляет сообщение «Пожалуйста, успокой меня» и наши руки мгновенно отвечают на его просьбу.
Мужчины часто прикасаются к лицу. Женщины предпочитают прикосновение к шее, одежде, украшениям, волосам. Выбор успокоительных средств очень широк.
Таким образом, наука о невербальном общении играет большую роль в формировании психологических компетенций специалиста, адекватное восприятие партнера позволяет более гибко реагировать на изменения ситуации общения, понять его истинные цели и намерения, предсказать возможные последствия передаваемой информации. Эти качества становятся незаменимыми для тех, чья профессиональная деятельность связана с людьми.
К.С. Гамза (Научный руководитель Г.И. Займист)
Брест, БрГУ имени А.С. Пушкина, юридический факультет,
Правоведение; См. приложение Презентация № 6.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале