Тема 1 Особенности современного высшего образования
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – это организованный процесс, во время которого студент обучается в течение ограниченного периода в другом вузе своей страны или за рубежом, организует его отдел международной академической мобильности студентов; – это возможность студентам, аспирантам и молодым ученым продолжить образование или приобрести научный опыт за рубежом. Основными формами академической мобильности являются "вертикальная", когда студент весь цикл, необходимый для получения степени, проходит за рубежом; "горизонтальная", когда учеба за рубежом охватывает один или два семестра; "виртуальная", когда учеба имеет дистанционный характер, опирается на Интернет.
АКАДЕМИЧЕСКИЕ СВОБОДЫ – принципы, согласно которым свобода исследования у студентов, научных сотрудников и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций необходима для выполнения ими своей миссии.
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС – понятие, употребляемое для обозначения процессов сближения европейских образовательных систем, являющихся способом реализации Болонской декларации (19 июня 1999 г.) министров образования 29 европейских стран. Возникновение Болонского процесса было обусловлено, прежде всего, тремя факторами: глобализация, требующая унификации образовательных систем; обострение международной конкуренции в сфере образования, в силу которой европейская система стала проигрывать системе образования США; растущая европейская интеграция. Болонский процесс выступает как одна из форм модернизации высшего образования.
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – уровень основного образования, направленный на развитие личности студента, курсанта, слушателя, их интеллектуальных и творческих способностей, получение ими специальной теоретической и практической подготовки, завершающийся присвоением квалификации специалиста с высшим образованием, степени магистра (Ст. 202 Кодекса Республики Беларусь об образовании).
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании. В вузах ведется планомерная подготовка обучающихся к определенным профессиям, по окончании учебных заведений выпускникам присваивается специальность и квалификация.
ЕВРОПЕИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – понятие, которое используется для обозначения движения (интеграции) национальных систем образования стран Европы к единому образовательному пространству при сохранении их культурных и научных традиций, при этом важна его гуманитарная и гуманистическая направленность, культуросообразность, соответствие национальной специфике и одновременно открытость другим культурам.
КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – понятие, которое употребляется для выделения его важнейшего конститута – ориентация на научно-исследовательскую деятельность; именно рационализм научного типа явился тем источником, из которого классический университет черпал свои основания, занимаясь выработкой научных стратегий, подготовкой научных кадров, способствуя распространению и укоренению научного мировоззрения в социальной реальности, что обеспечило ему центральное место в интеллектуальной культуре европейского пространства. Миссия и фундаментальное предназначение классического университета реализуются в условиях, когда все смыслопорождения в обществе задаются определенной культурной доминантой.
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ – сложение национальной системы образования оказывается возможным только при опоре на систему политики, и осуществляется одновременно с формированием национального государства, поскольку признается, что основной функцией образования является подготовка новых членов общества на основе принятого в том или ином обществе педагогического идеала, которые, с одной стороны, готовы к выполнению специализированных функций, а с другой – осознают себя как члены единой политической национальной общности; национальная система образования – механизм трансляции национальной территориально-ограниченной культуры, инструмент формирования национальной идентичности, воспитания политической лояльности к национальному государству.
НЕКЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ – понятие, которое употребляется для обозначения современной интерпретации содержания университетского образования; содержания, вытекающего из необходимости перехода от знаниевой парадигмы образования, основанной на «усвоении» определенных культурных продуктов к новой, компетентностно-деятельностной парадигме, основанной на «порождении» культурных форм, на выработку форм человеческого существования в условиях неопределенности, риска и нестабильности. Миссия и предназначение неклассического университета вытекают из современной ситуации, когда все смыслопорождения в обществе задаются не только сменой культурной доминанты, но и их динамикой, более того недоминантно организованной форме культуры.
НОСТРИФИКАЦИЯ – процедура признания документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании, то есть согласие соответствующих органов государственной власти на наличие законной силы этих документов на территории государства.
ОБРАЗОВАНИЕ (лат. – свидетельство) – есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная; может трактоваться и как процесс и как результат усвоения человеком опыта поколений в виде знаний, навыков и умений, а также общественных отношений; образова́ние – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней; также образование можно определить как целенаправленную познавательную деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ как термин употребляется для обозначения субъектов обучения на всех уровнях среднего и профессионального образования; в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусьеспублики Беларусь об образовании к к обучающимся относят: : аспирант (адъюнкт), воспитанник, докторант, курсант, магистрант, слушатель, соискатель, стажер, студент, учащийся.
ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ – исходная концептуальная модель постановки проблем и их решения в области образования, господствующая в течение определенного исторического периода в научном сообществе. В современной методологии педагогической науки происходит переход от знаниевой к компетентностно-деятельностной парадигме образования.
СТУДЕ́НТ (от лат. – усердно работающий, занимающийся) – учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России только учащиеся в ВУЗах. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С организацией в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) – только учащихся; в соответствии со ст. 30 Кодекса Республики Беларусь об образовании «студент – лицо, осваивающее содержание одного из видов образовательных программ высшего образования»; обучающийся на первой ступени высшего образования.
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ – особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой молодёжи, развитие её социальной активности; одна из форм воспитательной работы образовательного учреждения, осуществляемая в рамках «концепции непрерывного образования», направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности, с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда; одна из форм молодёжной политики, проводимая в целях консолидации студенческого общественного движения, наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях общества, решения студенческих проблем.
УНИВЕРСИТЕТ (лат. – совокупность, общность) – высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам; как правило, осуществляет и научно-исследовательскую работу; многие современные университеты действуют как учебно-научно-практические комплексы; университеты объединяют в своём составе несколько факультетов, на которых представлена совокупность различных дисциплин, составляющих основы научного знания.
ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ – содержание понятия ценности образования формируется в соответствии с ответом на вопрос (отдельного человека или общества в целом) о смысле человеческого существования, в этом контексте ценность образования рассматривается как один из действенных способов передать будущим поколениям свое понимание смысла жизни, при этом этот процесс интегрирует в себя три «слоя»: ценности общественные, ценности государственные, ценности личностные.
ЭКОНОМИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – превращение образования в ветвь экономической макросистемы, подчинение его требованиям рентабельности, т.е. обратимости капитала, превращение преподавателя в бизнес-партнера, знания – в интеллектуальную собственность, идеала свободы получения образования в принцип успешного функционирования учреждения образования, постепенная передача образовательных учреждений в частный сектор и др.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале