Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
Занятия по данной теме проводятся в форме организационно-научных студенческих мероприятий: студенческие дебаты и студенческие научные чтения.
Занятие 1
Занятие организуется в форме студенческих дебатов. Темы дебатов выбираются студентами, согласуются с научным руководителем и должны носить социально-значимый характер и ценностно ориентированы. Например, одна из тем: «Профессионализм юристов: его значимость для общества и отдельного человека».
(Методику проведения студенческих дебатов см. на стр. 95 данного учебно-методического комплекса).
Занятие 2
Занятие проводится в форме студенческих научных чтений на тему: «Профессиональная культура юриста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность». Каждый студент участвует в чтениях в форме подготовки текста выступления, наиболее удачные тексты заслушиваются публично, остальные студенты участвуют в чтениях виртуально.
Примерная тематика выступлений на студенческих научных чтениях
Влияние семейных традиций на выбор профессии и становлении профессионализма специалиста (юриста).
Значение занятий-экскурсий со студентами для выбора ими вида юридической деятельности.
Значимость научных исследований в формировании профессиональной культуры специалиста.
Значение публицистических навыков юриста в его профессиональной деятельности.
Криминалист: основные компоненты профессиональной культуры.
Культура речи в профессиональной деятельности адвоката.
Культура публичного выступления юриста как компонент его профессионализма.
Личностные качества юриста, обеспечивающие коммуникационный аспект его деятельности.
Личностные и профессиональные качества судьи: гармония или конфликт?
Личность прокурора: культура профессионального поведения.
Логическая культура мышления как необходимая профессиональная компетенция юриста.
Место психологических компетенций в профессиональной деятельности юриста.
Многогранность профессиональной культуры следователя.
Мотивация студентов-юристов на профессиональное самоопределение в учебной и научно-исследовательской деятельности.
Научно-исследовательская деятельность студентов как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста.
Невербальное общение в юридической практике.
Нравственное и профессиональное в деятельности адвоката: гармония или конфликт?
Нравственно-психологические качества прокурора.
Нравственное содержание деятельности адвоката.
Нравственное и профессиональное в деятельности сотрудника таможенных органов: гармония или конфликт?
Особенности навыков и культура работы юриста с процессуальными документами.
Особенности зарубежной полицейской педагогики.
Особенности профессиональной культуры судьи.
Особенности компетентностной культуры юриста в риэлтерской деятельности.
Особенности профессиональной деятельности помощника судьи.
Особенности профессиональной деятельности прокурора.
Отдельные аспекты из профессиональной деятельности нотариуса.
Профессионализм как нравственная основа деятельности юриста.
Профессионализм юриста: критерии его измерения.
Психолого-педагогический аспект в административно-правовой и профилактической деятельности юриста.
Самостоятельная работа студента как важная составляющая в процессе подготовки квалифицированного специалиста.
Слагаемые профессиональной культуры юриста.
Служебный этикет юриста.
Справедливость как ценностный регулятор в профессиональной деятельности юриста.
Структура профессиональной культуры адвоката.
Формирование навыков профессионального юридического мышления в процессе научно-исследовательской деятельности студента.
Этические правила и тактические приемы допроса.
Языковое мастерство юриста и его профессиональные особенности.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
Стратегические цели современного высшего образования.
Особенности современного университетского образования.
Нормативные правовые акты, регулирующие высшее образование в Республике Беларусь. Локальные нормативные акты БрГУ имени А.С. Пушкина, регулирующие учебную и научно-исследовательскую деятельность студента.
Образовательный стандарт специальности «Правоведение»: общая характеристика.
Квалификационная характеристика специалиста.
Структура компетенций юриста.
Требования к итоговой государственной аттестации выпускника.
Студент как субъект учебной деятельности.
Структура учебной деятельности студента.
Проектная модель учебной деятельности студента в рамках университетского образования.
Управляемая и самоуправляемая учебная и научно-исследовательская деятельность студента.
Организация и планирование самостоятельной работы студента.
Особенности академического чтения.
Сущность и особенности читательской компетенции студента.
Типы текстов и особенности работы с ними.
Типы чтения тестов.
Чтение как вопрошание: себя, текста и автора.
Герменевтические аспекты работы с текстом. Значение навыков понимания и интерпретации в практической деятельности юриста.
Особенности и типы академического письма.
Тема, проблема, текст в культуре академического письма студента.
Этапы написания текстов.
Структура научного текста.
Построение аргументации, правила её использования в текстах.
Введение письменной научной работы: научный аппарат и особенности написания.
Заключение письменной научной работы: научный аппарат и особенности написания.
Понятие плагиата.
Методологическое мышление студента в процессе работы с текстом и письма.
Критическое мышление студента в процессе работы с текстом и письма.
Диалого-эвристическое мышление студента в процессе работы с текстом и письма.
Сущность и слагаемые профессиональной культуры юриста.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале