Образования по десятибалльной шкале
Десятибалльная шкала в зависимости от величины балла и отметки включает следующие критерии:
10 (десять) баллов, зачтено:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
полное и глубокое усвоение основной, дополнительной литературы, по изучаемой учебной дисциплине;
умение свободно ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой учебной дисциплине и давать им аналитическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное творческое участие в групповых обсуждениях высокий уровень культуры исполнения заданий.
9 (девять) баллов, зачтено:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой учебной дисциплине и давать им аналитическую оценку;
систематическая, активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 (восемь) баллов, зачтено:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине в объеме учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения;
владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой учебной дисциплине и давать им аналитическую оценку;
активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 (семь) баллов, зачтено:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы и обобщения;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
свободное владение типовыми решениями в рамках учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой учебной дисциплине и давать им аналитическую оценку;
самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
6 (шесть) баллов, зачтено:
достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
использование необходимой научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обобщения и обоснованные выводы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках, учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 (пять) баллов, зачтено:
достаточные знания в объеме учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
использование научной терминологии, грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой учебной дисциплине и давать им сравнительную оценку;
самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, фрагментарное участие в групповых обсуждениях, достаточный уровень культуры исполнения заданий.
4 (четыре) балла, зачтено:
достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
использование научной терминологии, логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой учебной дисциплине и давать им оценку;
работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 (три) балла, не зачтено:
недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта высшего образования;
знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными, логическими ошибками;
слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой учебной дисциплины;
пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 (два) балла, не зачтено:
фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта высшего образования;
знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой учреждения высшего образования по учебной дисциплине;
неумение использовать научную терминологию учебной дисциплины, наличие в ответе грубых, логических ошибок;
пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
1 (один) балл, не зачтено:
отсутствие знаний и (компетенций) в рамках образовательного, стандарта высшего образования, отказ от ответа, неявка на аттестацию без уважительной причины.
Приложение № 10
ПОЛОЖЕНИЕ о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей) |
Общие положения.
Самостоятельная работа студентов (курсантов, слушателей) (далее – обучающиеся) – это вид учебной деятельности обучающихся в процессе освоения образовательных программ высшего образования, осуществляемой самостоятельно вне аудитории (в библиотеке, научной лаборатории, в домашних условиях и т.д.) с использованием различных средств обучения и источников информации (далее – СР).
Целями СР являются:
активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного приобретения и обобщения знаний;
формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельного применения знаний на практике;
саморазвитие и самосовершенствование.
Управляемая самостоятельная работа обучающихся – это СР, выполняемая по заданию и при методическом руководстве лица из числа профессорско-преподавательского состава (далее – преподаватель) и контролируемая на определенном этапе обучения преподавателем (далее – УСР).
Целью УСР дополнительно к целям СР является целенаправленное обучение основным навыкам и умениям для выполнения СР.
УСР, как важная составная часть учебного процесса, должна обеспечиваться мотивацией, доступностью и качеством научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения.
При выполнении УСР должны быть созданы условия, при которых обеспечивалась бы активная роль обучающихся в самостоятельном получении знаний и систематическом применении их на практике.
Управление самостоятельной работой обучающихся должно осуществляться через разработку научно-методического обеспечения СР и осуществление контрольных мероприятий.
Планирование самостоятельной работы обучающихся.
Принципы планирования и организации СР:
соответствие объема самостоятельной работы реальному бюджету времени обучающегося, выделяемого на СР и УСР;
равномерность проведения СР в течение семестра;
увеличение удельного веса СР от семестра к семестру;
системность и регулярность проведения контроля СР.
Количество учебных часов, отведенных на СР, определяется типовыми учебными планами по специальностям (направлениям специальностей) (далее – типовой учебный план) и может корректироваться в учебных планах учреждения высшего образования по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) (далее – учебный план УВО) в рамках свобод, установленных образовательными стандартами высшего образования, и в соответствии с настоящим Положением.
Количество учебных часов, отведенных на УСР, определяется учебным планом УВО либо приложением к нему.
На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования I ступени может отводиться до 40 % аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины. При этом на аудиторные занятия по учебной дисциплине отводится не менее 1/3 от общего количества учебных часов, предусмотренных на ее изучение (без учета часов на подготовку к экзаменам).
По наиболее важным специальным дисциплинам для специальностей высшего образования I ступени проведение УСР может также осуществляться за счет часов, отведенных типовым учебным планом на СР. В этом случае на долю аудиторных занятий и УСР в сумме должно отводиться не более 2/3 от общего количества учебных часов, запланированных на изучение учебной дисциплины (без учета часов на подготовку к экзаменам).
На освоение учебного материала в рамках УСР для специальностей высшего образования II ступени (магистратуры) может отводиться до 90% аудиторных часов, предусмотренных типовым учебным планом на изучение данной дисциплины.
Содержание и научно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся.
Обязательными условиями эффективной организации СР по учебной дисциплине являются:
наличие научно-методического обеспечения СР по учебной дисциплине;
использование рейтинговой системы оценки знаний по учебной дисциплине.
Научно-методическое обеспечение СР по учебной дисциплине включает:
методические рекомендации по организации и выполнению СР по учебной дисциплине;
перечни заданий и контрольных мероприятий УСР по учебной дисциплине;
учебную, справочную, методическую, иную литературу и ее перечень;
учебно-методические комплексы, в том числе электронные;
наглядные пособия, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы;
доступ для каждого обучающегося к библиотечным фондам, электронным средствам обучения, электронным информационным ресурсам (локального доступа, удаленного доступа) по учебной дисциплине;
фонды оценочных средств: типовые задания, контрольные работы, тесты, алгоритмы выполнения заданий, примеры решения задач, тестовые задания для самопроверки и самоконтроля, тематика рефератов, методические разработки по инновационным формам обучения и диагностики компетенций;
другое.
На основе перечней контрольных мероприятий УСР по учебным дисциплинам на каждый семестр составляется план контрольных мероприятий УСР по специальности (направлению специальности, специализации) и доводится до сведения обучающихся.
Время, отведенное на СР, может использоваться обучающимися на:
проработку тем (вопросов), вынесенных на самостоятельное изучение;
выполнение типовых расчетов;
решение задач;
составление алгоритмов, схем;
выполнение чертежей, расчетно-графических работ;
выполнение исследовательских и творческих заданий;
подготовку сообщений, тематических докладов, рефератов, презентаций, эссе;
выполнение практических заданий;
конспектирование учебной литературы;
подготовку отчетов;
составление обзора научной (научно-технической) литературы по заданной теме;
выполнение патентно-информационного поиска;
аналитическую обработку текста (аннотирование, реферирование, рецензирование, составление резюме);
подготовку докладов;
подготовку презентаций;
оформление рекламных, информационных и демонстрационных материалов (стенды, газеты и пр.);
составление тестов;
изготовление макетов, лабораторно-учебных пособий;
составление тематической подборки литературных источников, интернет-источников;
оформление и сопровождение интернет-страниц, сайтов, блогов;
другое.
При составлении заданий УСР по учебной дисциплине необходимо предусмотреть возрастание их сложности: от заданий, формирующих достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания, к заданиям, формирующим компетенции на уровне воспроизведения, и далее к заданиям, формирующим компетенции на уровне применения полученных знаний.
Таким образом, задания УСР по учебной дисциплине рекомендуется делить на три модуля:
задания, формирующие достаточные знания по изученному учебному материалу на уровне узнавания;
задания, формирующие компетенции на уровне воспроизведения;
задания, формирующие компетенции на уровне применения полученных знаний.
Каждый модуль заданий УСР включает в обязательном порядке задачи профессионально-направленного содержания.
Содержание СР (в т.ч. УСР) и ее научно-методическое обеспечение отражается в учебной программе учреждения высшего образования по учебной дисциплине (далее – учебная программа).
Контроль самостоятельной работы и нормирование нагрузки преподавателей.
Виды и формы контроля УСР определяются учебной программой в соответствии с требованиями образовательного стандарта с учетом поставленных целей, задач, научно-методической, организационной, материально-технической обеспеченности учебной дисциплины, ее специфики, уровня сложности и логики изучения.
Контроль УСР осуществляется преподавателем, как правило, во время аудиторных занятий.
Контроль УСР может осуществляться в виде:
контрольной работы;
теста;
коллоквиума;
обсуждения рефератов;
защиты учебных заданий;
защиты творческих работ;
экспресс-опросов на аудиторных занятиях;
других мероприятий.
Для методической поддержки УСР могут проводиться консультации в соответствии с утвержденным графиком.
Объем аудиторных часов, отведенных на консультационно-методическую поддержку УСР (консультации) и контроль УСР, планируется, как правило, в пределах учебных часов, переведенных в УСР.
Выделенные на консультационно-методическую поддержку УСР (консультации) и контроль УСР аудиторные часы тарифицируются согласно действующим нормам времени для расчета объема учебной работы, выполняемой профессорско-преподавательским составом.
Количественные результаты УСР учитываются как составная часть отметки по дисциплине в рамках рейтинговой системы.
Обучающийся обязан выполнить все установленные учебной программой задания УСР. Невыполнение заданий УСР расценивается как невыполнение учебной программы.
Заключительные положения.
На основе настоящего Положения учреждение высшего образования разрабатывает Положение о самостоятельной работе студентов (курсантов, слушателей), в котором отражает технологию ее организации и проведения в конкретном учреждении высшего образования.
Утверждено приказом Министра образования Республики Беларусь от 27.05.2013 № 405
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале