Тема 3 Структура учебной деятельности студента
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК – отпуск, предоставляемый студенту высшего или среднего профессионального учебного заведения по медицинским показаниям и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные и др. (например, финансовые) обстоятельства).
ГИПНОПЕДИЯ (др.-греч. – сон, обучение), обучение во сне – методика обучения во время естественного сна, заключается в прослушивании обучаемым во время сна голоса гипнотизёра или его записи; не может рассматриваться как замена другим методикам обучения, так как подходит для закрепления в памяти лишь некоторых типов информации (например, числовых таблиц, формул, иностранных слов, а также телеграфной азбуки, шифрованных кодов и другой узкоспециализированной информации); успешность применения гипнопедии зависит от слишком большого количества факторов (типа информации, особенностей памяти и возраста обучаемого), чтобы говорить о массовом применении; в целях повышения эффективности варьируется количество и продолжительность сеансов обучения, интонация речи.
ЕДИНСТВО ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ – педагогический принцип, утверждающий неразрывность и целостность развития человека как внутреннего процесса и его обучения как процесса внешнего. Этот принцип выражает признание зависимости уровня и характера развития человека от особенностей его обучения и, наоборот, зависимость обучения от уровня развития человека. Студент должен знать, что его развитие как личности и как специалиста во многом зависит от эффективности реализации этого принципа во всех формах учебной и научно-исследовательской деятельности.
ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – педагогический принцип, обозначающий неразрывную взаимную связь и взаимообусловленность сознания и деятельности человека. С одной стороны, он утверждает равноценность сознания и деятельности в развитии человека. С другой – их взаимную зависимость: хорошо развитое сознание позволяет более продуктивно выполнять деятельность и хорошо организованная продуктивная деятельность способствует развитию сознания. Этот принцип и его реализация студентом в ходе выполнения учебно-исследовательской деятельности обеспечит более высокое её качество.
КОНТРОЛИРУЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (КСРС) – это работа студента, организуемая в аудитории под контролем преподавателя в соответствии с расписанием.
ПРОДУКТ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – усвоенный фрагмент социального опыта и изменение за счёт этого прежнего опыта обучающегося.
РЕФЛЕКСИЯ – это действия мышления, направленные на внутренний мир и способствующие самопознанию, самоанализу, самооцениванию своих мыслей и действий. С помощью рефлексии человек в автономном режиме соединяет себя мысленно с внешним миром, при этом его собственное сознание делается внешним по отношению к этому миру. Рефлексия – это метод познания, необходимый при выполнении самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА – вид учебной деятельности в вузе, предоставление студенту свободы при выборе темы, методов и режима работы, создание условий для проявления творчества. Таковой является исследовательская деятельность и написание рефератов, курсовых и дипломных работ.
СОБСТВЕННО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (САМООБРАЗОВАНИЕ) – это организуемая самим студентом работа по самообразованию в рациональное с его точки зрения время, мотивируемая собственными познавательными потребностями и контролируемая им самим.
СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА – элементами учебной деятельности являются: мотивы учебной деятельности, учебная задача, учебные действия, действия контроля, действия оценки.
УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА (УСРС) – это самостоятельное, опосредованное управлением со стороны преподавателя, выполнение студентов учебного или исследовательского задания.
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – деятельность, направленная на преобразование (дополнение и переструктурирование) опыта субъекта за счёт включения преобразуемых новых знаний и умений в системы прежнего опыта.
УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – вид деятельности студента, носящий одновременно и обучающий, и поисково-исследовательский характер. Исследование, проводимое самостоятельно студентом при научном руководстве со стороны профессорско-преподавательского состава вуза или колледжа, выступает при этом организационной формой обучения. Реферирование, курсовая и дипломная работы являются видами учебно-исследовательской деятельности.
ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ – способность студента нести ответственность за собственные действия и полагаться на свои силы при выполнении своей учебной и исследовательской работы; проявляется как умение планировать выполнение работы, выполнять ее последовательно и строго в соответствии с планом, как понимание собственной вины в случае срыва работы или ее низкого качества.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале