Тема 5 Современные стратегии академического письма
АБЗАЦ (нем. – уступ в предложении) – это самая мелкая композиционная часть текста, выражающая логически завершенную мысль. Графически она обозначается уступом в начале первого предложения, что называется «красной строкой» Благодаря абзацному делению текст делается легко читаемым, Правильное деление текста на абзацы показывает умение студента логически мыслить, чувствовать язык, системно воcпринимать весь текст.
АБСТРАГИРОВАНИЕ (лат. – отвлечение) – мыслительная процедура в процессе работы с текстом (чужим или своим), состоящий в способности отвлекаться от конкретных фактов, ситуаций, тем и подниматься до выделения в них общих и наиболее значимых свойств и отношений и затем это оформлять в понятия или «подводить» под определённое понятие. Студент пользуется изолирующим абстрагированием, например анализом и синтезом, а также обобщающим – категориальным синтезом, обобщением, выработкой заключения и получением выводов. Реже им используется идеализация как абстрагирование информации. Роль абстрагирования в выполнении исследовательских работ студента растет от курса к курсу, значимость этого процесса также зависит от степени теоретичности темы.
АВТОПРЕЗЕНТАЦИЯ (лат. - представление себя) – представление студентом экзаменационной комиссии или экзаменатору результатов собственной деятельности (обычно курсовой или дипломной работы) и их публичная защита. Особенность публичной защиты состоит в том, чтобы представить свою работу с лучшей стороны: провести ее самоанализ, самоэкспертизу, самооценку и даже саморекламу.
АВТОРЕФЕРАТ (лат. – краткое изложение) – предельно сжатое изложение текста собственной работы, представленной к защите. Для студента это текст выступления на защите курсовой или дипломной работы. В этом автореферате – публичном выступлении студент проводит самоанализ своей работы: кратко излагает свой научный аппарат, пути решения поставленной проблемы и полученный результат. Автореферат для защиты курсовой работы делается объемом не более трех страниц, для дипломной – пять-шесть.
АКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ – это совокупность слов и словосочетаний, активно, устойчиво и с пониманием используемая студентом при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы. Частью его является научная терминология. Активный словарь показывает, насколько легко студент пользуется понятиями изучаемых им наук, правильно соотносит их с практикой и через них осмысливает собственный опыт. Существует еще и пассивный словарь.
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это свойство информации, которую студент собирается изложить в своем исследовании, иметь значимость и востребованность другими людьми в каких-либо сферах деятельности именно сегодня, в настоящее время. Определить актуальность темы исследования – значит показать: соответствие темы общественным потребностям, изложенным в государственных документах; раскрыть состояние её на практике; определить заинтересованность науки в её разработке. С раскрытия актуальности темы начинается Введение к реферату, курсовой и дипломной работам.
АНКЕТИРОВАНИЕ (фр. – справка, исследование) – это метод и действие по сбору эмпирической информации посредством опросного листа с серией определенных вопросов, отвечая на которые человек дает информацию о себе, своих интересах, отношениях, занятиях. Полученный путем анкетирования материал затем должен подвергаться статистической и качественной обработке, а также теоретической интерпретации. Студенты используют этот метод при изучении более или менее крупной совокупности людей, грамотно проводя выборку респондентов, валидно составляя анкету, создавая благоприятные условия для процедуры анкетирования.
АННОТАЦИЯ (лат. – примечание) – это краткое библиографическое описание книги или статьи, сделанное в виде краткого (в 600 печ. знаков) изложения их особенностей: содержания, научного жанра, целевого и читательского назначения, сведений об авторе. Аннотации помещаются в книгах, брошюрах, перед статьями в журналах и газетах. Для студента они служат основанием ускоренного выбора источника для специального чтения.
АРГУМЕНТЫ (лат. – довод) – доводы, используемые для доказательства правильности какого-либо утверждения самого автора научной работы или научного положения, заимствованного студентом у других авторов. В качестве аргументом используются: статистический материал из эксперимента; факт из собственной практики; положения, ранее доказанные другими авторами, их цитирование; аксиоматические утверждении устоявшиеся и общепринятые определения понятий.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – это объект, который включен в данное исследование и составляют источник исследовательского материала. Базой исследования чаще всего называют базу проведения эксперимента.
«БЕЛЫЕ ПЯТНА» – так называют неисследованные и малоисследованные явления, а также научные факты, замалчиваемые официальной наукой, сознательно искаженные факты, проблемы, не ставшие предметом изучения. Это то, что малоизучено, забыто, но ценно и актуально. К таким могут быть отнесены цель и предмет исследования, поставленные студентом в курсовой или дипломной работе.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД (греч. – метод жизнеописания) – один из методов исследования в гуманитарных науках, предназначенный для изучения личности и ее жизнедеятельности. Он предполагает восстановление биографии индивида по дневникам, переписке, документам, его собственным высказываниям, аудиовизуальным материалам, высказываниям знающих его людей. Возможно использование автобиографии как личного жизнеописания и анамнеза как ответов на поставленные вопросы по истории развития личности.
БЛАГОЗВУЧНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это качественная характеристика формулировки самой темы реферата, курсовой или дипломной работы, а также отдельных заголовков глав и параграфов. Благозвучной формулировка становится, если она при ее произнесении звучит мягко, легко, созвучна особенностям языка, на котором пишется работа, не требует больших внутренних пауз, приятна на слух. Специалисты утверждают, что благозвучность формулировок соответствует их смысловому совершенству.
БЮДЖЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА – это объем времени, необходимый для полного выполнения реферата, курсовой и дипломной работы. Как правило, он возрастает от курса к курсу в соответствии с увеличением объема самих работ и усложнением методов работы с научным материалом. Весь бюджет времени просчитывается по количеству часов или дней, необходимых для поиска, чтения, конспектирования, планирования, написания и оформления работы, начиная от получения темы и кончая сдачей работы на контроль. Это время делится на виды работы и операции с учетом их сложности.
ВАЛИДНОСТЬ МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ (лат. – действительный, законный) – соответствие метода поставленной цели его использования, то есть выявлять именно то, что необходимо исследователю. Метод исследования выбирается в соответствии с конкретной целью исследования и задачами, поставленными перед конкретным этапом работы. При этом он должен быть: а) надежным, то есть давать одинаковую информацию при его многократном использовании; б) объективным, то есть независимым от личных пристрастий исследователя; в) ориентированным на критерии оценивания получаемого материала, г) согласованным с другими методами исследования этого явления; адекватным возможностям изучаемого объекта.
ВВЕДЕНИЕ К ИССЛЕДОВАНИЮ – первая и вступительная часть реферата, курсовой и дипломной работы. Под заголовком «Введение» осуществляется презентация всей работы, описывается научный аппарат, которым пользовался студент при исследовании своей темы. В реферате Введение содержит описание актуальности темы, цели, предмета и методов исследования. В курсовой работе Введение содержит: актуальность исследования, цель, объект и предмет, задачи и методы исследования. В дипломной работе Введение пишется с полным раскрытием всего научного аппарата исследования: актуальность, противоречие, проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, методы и этапы исследования. Объем Введения обычно не превышает 8–10% всего объема работы.
ВЕРИФИКАЦИЯ (лат. – делаю) – подтверждение истинности выдвинутых теоретических положений или гипотезы посредством эмпирической проверки, возможно эксперимента. Студент это проделывает в ходе дипломной работы, где теоретическая часть как бы продолжается эмпирической – описанием опыта работы или эксперимента. Верификация является принципом логического построения исследовательской работы
студента, когда из теории «вытекает» практика, а из практики – теория, принципом обязательного соответствия теоретической и практической частей работы.
ВЕРСИЯ (лат. – видоизменять) – возможное, приемлемое логически допустимое толкование фактов и событий, вариант их объяснения, разъяснения, предъявления самим студентом. Студенту небесполезно помнить, что вся его работа – не венец науки и не истина в последней инстанции, а лишь версия по своей сути, как этапное научное исследование. Версиями являются его гипотеза, выводы по главам, Заключение. Именно этот факт повышает ответственность студента за свой продукт, он же характеризует степень его профессиональной подготовки и способности мыслить научно и прогнозно.
ВИДЕОЗАПИСЬ – форма фиксирования и архивации эмпирического материала с помощью технических средств. Этот материал предъявляется в качестве приложения к курсовой и дипломной работам и демонстрируется с помощью видеотехники на защите.
ВИДООБРАЗОВАНИЕ – прием, которым пользуется студент при классификации эмпирического материала, полученного в эксперименте или в процессе обобщения опыта исследовательской работы. Вид – это группа предметов, явлений, качеств, понятий, ситуаций и других реалий, объединенная по какому-либо одному сходному признаку или функции. Вид есть подгруппа в категории формы; форма, в свою очередь, подкатегория типов. Вид как группа чего бы то ни было, является наиболее подвижным объединением, входящие в него элементы по другим признакам могут входить и другие виды. Этим приемом студенты пользуются довольно часто. Причем следует только соблюдать соотношение видов с формами и типами, тоже объединяющими реалии.
ВИДЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ – это Выводы, Резюме и собственно Заключение. Студент может выбирать в соответствии с проделанной работой и характером исследования, а также зависимости от владения технологией каждого из них.
ВИДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ – различают три типа студенческих исследовательских работ: теоретические, эмпирические и смешанные. В каждом типе есть свои виды. Видами теоретических работ являются исторические и методологические исследования, а эмпирических – экспериментальные и опытно-практические (по обобщению опыта работы). Смешанный тип исследования включает в себя самые разнообразные сочетания видов исследований, и в зависимости от этого выделяются виды, например историко-методологическое, теоретико-экспериментальное и др. Студенту положено точно знать, какой вид исследования он проводит. От этого зависит разработка научного аппарата исследования и интерпретация фактов.
ВИДЫ ПРИЛОЖЕНИЙ – это копии планов работ различных программ, концепций, уставов, положений, а также отчетов и рапортов, выписки из решений и постановлений. Это фотоснимки, рисунки, эскизы, характеризующие ситуация явления, описываемые в самой работе. Это также описание методов исследования – тесты, опросники, схемы анализа. В качестве приложения может быть составлен глоссарий работы. Могут быть и другие виды приложений.
ВИДЫ ПРОЕКТНЫХ РАЗРАБОТОК – это методические разработки, самостоятельно спроектированные студентом. К ним относятся: конспекты (планы, сценарии) различных мероприятий, в том числе и учебных занятий; планы изучения, обобщения и распространения (внедрения) передового инновационного опыта; программы индивидуального развития ребенка; комплексы упражнений, игр и иных занятий; методические рекомендации по совершенствованию той или иной деятельности; концепции развития личности и деятельности и др.
ВИДЫ ПРОТИВОРЕЧИЙ – любое противоречие, снятию которого посвящается исследовательская работа студента, можно отнести к тому или иному виду, в зависимости от его характеристик. Так, по своему содержанию различают противоречия исторические, психологические, социальные, правовые, экономические, управленческие, педагогические и др., а также межпредметные. Выделяются противоречия внутренние и внешние. Есть противоречия между общим и частным его компонентом, между самими частными компонентами изучаемого общего явления. Различают противоречия, разрешение которых движет развитие процесса, явления, состояния, и противоречия, неразрешимые при данном состоянии науки и практики. За последние студент не берется.
ВИДЫ СВЯЗЕЙ – связи между отдельными научными изложениями, идеями, фактами, статистикой и теорией бывают количественными и качественными, то есть смысловыми содержательными. Первые связи описываются числами, вторые – словесно. Различают также связи внешние и внутренние. При первых устанавливается и описывается зависимость какого-то компонента от изменения внешних условий, при вторых – выявляются внутрисистемные зависимости равноценных компонентов. Есть также связи односторонние и двусторонние. Кроме того, есть более сложные виды связей: корреляционные, координационные, обратные, функциональные, логические, организационно-управленческие и др. При написании работы, осуществляя письменный анализ литературы и эмпирического материала, студент устанавливает эти связи между компонентами своего материала. Знание и использование разнообразных видов связей в реферате, курсовой и дипломной работах углубляют их и повышают научность и доказательность, наконец, делают их просто интересными и оригинальными.
ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА – наиболее часто применяемый эксперимент подразделяется на такие виды: естественный и лабораторный (искусственный); формирующий и констатирующий. Реже используются панельный и лонгитюдный эксперименты, «ложный» эксперимент (плацебо) и эксперимент с «новичком». Практически никогда не пользуются студенты мысленным экспериментом как заявленным методом, хотя практически обращаются к нему в случае придумывания экспериментальных данных.
ВКЛЮЧЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – метод исследования реальных явлений действительности посредством наблюдения в ходе участия в деятельности с этим явлением как объектом познания. Это «участвующее наблюдение», когда исследователь сам организует людей на деятельность и вместе с ними ее осуществляет, одновременно наблюдая за их поведением, реакциями, отношениями. Достоинство этого метода состоит в сохранении субъектных позиций и естественных отношений между участниками. Чаше всего студент пользуется этим методом при проведении естественного эксперимента и при изучении опыта работы какого-либо специалиста.
ВНЕДРЕНИЕ – это практическое воплощение в жизнь какой-либо идеи. Студент, осуществляя формирующий эксперимент, внедряет в практику конкретных людей свои подходы, методы работы. Поэтому любой эксперимент есть внедрение (экспериментальное внедрение), даже если он проводится на небольшом количестве участников.
ВЫБОРКА – определение эмпирических единиц изучения предмета исследования. Различают выборку случайную, районированную и гнездовую. Выборка позволяет ограничить исследование и сделать его доступным, из всей генеральной совокупности специально подобрать необходимый «материал». Необходимость в продуманной выборке возникает лишь в экспериментах и опросах, где применяются количественные показатели.
ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ – студент совершает дважды. Во-первых, при изучении литературы. В зависимости от проблемы, цели и задач исследования, а также в зависимости от гипотезы он отбирает различные методы: виды анализа научных текстов (проблемный, сравнительный, критический и др.), обобщения (интеграции, идеализации, моделирования и др.), математизации и т.д. При изучении практики отбираются другие методы: наблюдения, эксперимента, беседы, опроса и т. д. Слово «выбор» означает брать что-то из многого, отбирать, размышлять над этим. От правильности выбора зависит успех всего исследования.
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – совершается на основе и с учетом личных познавательных и исследовательских возможностей исполнителя, с учетом ее актуальности, то есть востребованности наукой, практикой и лично самим исполнителем с учетом времени, отводимого на подготовку работы. Как правило, список примерных тем дают кафедры. Студент сам выбирает себе тему или предлагает свою для утверждения на кафедре и назначения руководителя.
ВЫВОДЫ – это новые суждения, получаемые на материале исследования. Это умозаключение из теоретического или эмпирического материала как из исходных посылок. Разработка вывода – это мыслительная операция получения логическим путем нового знания, не содержащегося непосредственно в изложенной теории или описанной практике. Выводы получаются на разнообразных сопоставлениях, обобщениях, дополнениях посредством индукции, дедукции или аналогии. Они непременно должны «выводиться» из наличного и описанного материала и не выходить за его пределы. Выводами заканчивается реферат, каждая глава в курсовой и дипломной работах.
ВЫДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКА – заголовки глав, параграфом непременно выделяются по расположению в тексте строчными пропусками и шрифтом. При этом соблюдается соотношение размеров и жирности заголовков: главы выделяются более крупно и ярко, чем параграфы, параграфы крупнее и ярче подпараграфов. Выделение заголовков делается для большей логизации и структуризации текста, читабельности и наглядности и для привлечения внимания к главным мыслям, раскрываемым в соответствующем заголовку тексте.
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ – часть библиографического описания литературного источника, используемого при написании реферата, курсовой или дипломной работы. «Выходные» данные о том, где вышла книга или статья, каким издательством издана, в каком году и в каком объеме. Для обозначения выходных данных существует ГОСТ. Это дает ориентиры для поиска литературы, показывает базу теоретического поиска студента, демонстрирует его грамотное обращение с текстами.
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – метод исследования, состоящий в таком обобщении частного материала, при котором частное подчиняется общему. Этот метод используется при отборе материала, когда руководствуются общей и более главной идеей. Например, при тематической подборке материала, при объединении фактов, явлений на основе идеи единства структур, функций, назначений и иных качеств. При этом происходит распространение этой исходной идеи на все обобщаемые под ее эгидой факты.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод исследования явлений, фактов, поведения и личностных качеств людей, состоящий в отслеживании динамики их развития от момента зарождения. Только с помощью этого метода изучается происхождение явлений и качеств, выявляются причины их изменений. Генетический метод позволяет устанавливать этапы (стадии) развития, выявлять тенденции преобразования.
ГИПОТЕЗА – исследовательская операция, составная часть научного аппарата исследования, заключающая в себе предположение о возможных результатах действия того или иного фактора или условиях достижения целей. Гипотеза разрабатывается только на основе уже выработанной цели и определения предмета исследования. Она используется в исследовании для объяснения путей и средств разрешения противоречий. Гипотеза нуждается в доказательстве, чему и посвящается все исследование. Различают гипотезы по развитию существующей теории, по проверке существующей теории, по разработке новых идей. На основе гипотезы разрабатываются задачи исследования.
ГЛАВА – так называется составная часть текста, описывающего проведенное исследование. Это наиболее крупная часть исследования, объединяющая однородный материал. Например, в дипломной работе есть теоретическая глава, экспериментальная глава, глава, описывающая опыт работы, глава, посвященная разработке и описанию рекомендаций. Главы делятся на параграфы. Каждая глава имеет свое название. Главы располагаются в логической последовательности, от теоретической до рекомендательно-методической.
ГРАФИК – это наглядное изображение соотношения величин, их функциональной взаимозависимости с помощи геометрических и арифметических средств – чисел, плоскостей, точек, линий и т. д. График имеет систему координат: горизонтальную ось абсцисс и вертикальную ось ординат. На каждой из них наносятся шкалы измерения величин изучаемых явлений. Их пересечения показывают динамику изменения зависимости изучаемых величин. Графиком также называют диаграммы, схемы, таблицы, чертежи, номограммы.
ГРАФИК РАБОТЫ – это система операций, расположенных по степени зависимости друг от друга. График выполнения учебно-исследовательской деятельности основан на алгоритмизации деятельности, выделении логически целостных операций, их систематизации и расстановке во времени исполнения с учетом временных и иных затрат на их выполнение. При его составлении учитываются другие виды работ, пapaллельно выполняемые студентом. Например, посещение лекции и семинарских занятий, практика, зачеты, экзамены и т. д. График работы может быть обыкновенным календарным планом выполнения выделенных операций, а может быть разветвленным графом.
ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЗНАНИЙ – снижение значимости научных знаний в практической деятельности человека. Возникает в периоды разрыва связей теории и практики, низкого уровня внедряемости научных результатов, в моменты перепроизводства научных кадров и низкой оплаты их труда. Показателями девальвации знаний служат падение мотивации учения, снижение уровня обученности, появление мотивации формального получения диплома об образовании, снижение доли самостоятельной поисковой работы в процессе обучения во многих образовательных учреждениях. Примером служат покупка курсовых и дипломных работ, массовое списывание рефератов.
ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД – метод познания, состоящий в поиске сначала общей идеи, теории и затем в добывании фактов к их доказательству или иллюстрации. Это метод движения поиска от общего к частному. При этом полагается, что используемые общее суждение, идея или теория верны. Студент часто использует этот метод. Например, при построении всего текста реферата, курсовой и дипломной работ. Он сначала описывает общие вопросы теории, затем переходит к эмпирике. Этот метод применяется также при системном анализе, классификации, систематизации, обобщении, моделировании явлений и процессов.
ДЕФИНИЦИЯ – смысловое определение понятия, установление специфики его функционирования в тексте. Например, «самоуправление» может нести смысл вида деятельности, формы организации деятельности, принципа и метода управления. Все это разные дефиниции одного понятия, его разные функции, которые оно выполняет в контексте теории и практики. Используя это понятие, мы всегда имеем в виду его конкретную функцию. Студент должен дефиницировать используемые понятия, то есть определять смыслы, которые он в них вкладывает.
ДИАГРАММА – вид графического изображения информации в виде плоскостей. Есть столбиковые и секторные диаграммы и диаграммы Венна. Столбиковые диаграммы – это вытянутые вверх прямоугольники с одинаковой шириной. Высота прямоугольника соответствует изображаемой величине. Секторная диаграмма – это круг, разделенный на секторы в соответствии с изображаемыми величинами. Диаграмма Венна – это плоскостное изображение соотношения части и целого. Диаграммы должны быть наглядными, красочными, читаться автономно без текста и краткими.
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – это метод научно обоснованного и логически верного доказательства истины. При этом учитываются всесторонние связи явления с внешней средой, явление рассматривается в движении, развитии и саморазвитии.
ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – составная часть диалектического метода, состоящая в выявлении причин тех или иных явлений и предсказании ближайшего будущего в их развитии. Это анализ целого с позиций составных частей и, наоборот, составных частей с позиций целого. Динамический анализ используется при определении тенденций развития явлений и при прогнозировании событий, например при разработке концепций, перспективных планов развития человека или событий.
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – это эксперимент, проводящийся в естественных условиях (не в лаборатории), когда испытуемые продолжают свою привычную жизнедеятельность и часто не знают, что за ними ведется наблюдение. Такой эксперимент позволяет получить наиболее объективные данные и сближает теорию и практику. На его основе разработана технология опытно-экспериментальной работы, обобщение опыта работы, ретроспективный анализ опыта и особый вид эксперимента – внедренческий.
ЗАГЛАВИЕ – это краткое название реферата, курсовой или дипломной работ, их глав, параграфов (разделов) и подпараграфов (подразделов). Это лапидарная, то есть сверхкраткая, форма представления содержания. В заглавии всегда представлен предмет исследования, заявлена основная тема. Заглавие всегда выделяется большими интервалами от основного текста и шрифтом. При этом общее заглавие делается более крупно и жирно, а далее, в заглавиях глав, параграфов и подпараграфов, размеры букв и жирность должны уменьшаться, чем подчеркивается соотносимость составных частей работы друг от друга. Все заглавия заносятся в Оглавление работы.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ – это составные части цели исследования, подцели. Для определения задач проводится декомпозиция цели, из нее выделяются те действия, которые надо совершить, чтобы ее достичь. Каждая задача не может повторять цель и быть шире ее. В идеале сумма задач, их решение приводит исследователя к достижению цели. Задачи формулируются после разработки гипотезы и в научном аппарате следуют за ней, поскольку только гипотеза определяет, по какому пути идет исследователь при достижении поставленной цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ – в исследовании это завершающая часть, в которой делаются выводы по итогам проведенного исследования. В Заключении показывается, что поставленная цель достигнута, а гипотеза доказана. Заключение строится, как правило, дедуктивным способом, сначала раскрывая общие, а затем частные идеи, доказывающие достижение цели и правомерность гипотезы. Заключение пишется в форме резюме, выводов и собственно заключения, объединяющего и то и другое.
ЗАМЕЧАНИЕ – краткое суждение по работе исследователя в целом или отдельным ее частям, как правило, указывающее на ошибки или небрежность выполнения. Замечания делают научные руководители, рецензенты и члены Государственной экзаменационной комиссии при защите дипломной работы. На замечания положено отвечать доказательством своей правоты либо признанием его правильности и исправлением.
ЗАМЫСЕЛ – задуманный и мысленно составленный план действий или план предстоящей исследовательской работы. Это намерение к действию. Замыслом является проект научного реферата, курсовой и дипломной работ в виде разработанного научного аппарата.
ИДЕАЛИЗАЦИЯ – метод обобщения материала с акцентированием на позитивных характеристиках изучаемого явления, предмета, действия. Это мысленное возвышение обобщаемых характеристик, признаков, результатов исследования. Данным методом пользуются в тех случаях, когда надо показать, как должно быть, как лучше сделать. При этом игнорируются негативные стороны.
ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – это метод исследования, состоящий в изучении и описании редких, уникальных, нетипичных явлений, предметов, фактов, того, что не имеет аналогов и единственно в своем роде. Метод может использоваться в лонгитюдных исследованиях по юриспруденции, экономике, управлению, психологии и педагогике, в исторических, литературных, краеведческих исследованиях.
ИДЕЯ – основный смысл, замысел какой-либо деятельности, высказанного или написанного текста, стимулирующий дальнейшую жизнедеятельность человека и побуждающий его к дальнейшему творчеству. Идея может быть целью, принципом, мотивом деятельности студента при выполнении исследовательской работы. Идея «закладывается» в цель исследования, в гипотезу, она формулируется в выводах и заключении исследования.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ – наглядное пояснение словарного текста посредством натурального описания предмета или его графического изображения. В первом случае приводится пример из реальной жизни, во втором – рисуются разнообразные графики, например диаграммы, схемы, таблицы.
ИНДУКТИВНЫЙ МЕТОД – метод изучения явлений посредством первоначального сбора и описания частных признаков и проявлений, а затем выведения на их обобщении общих признаков и свойств. Это движение поиска от частного к общему. Индуктивным методом строятся сравнение, обобщение фактов, иногда его применяют при доказательствах, в выводах и заключениях. Индуктивный метод незаменим при экспериментах, простом наблюдении и в беседах как методах изучения человека.
ИННОВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ – способность студента-исследователя воспринимать новые идеи в науке и практике и вносить их в свою исследовательскую деятельность, как в теоретический материал, так и в изучение практики. Это расположенность к поиску, нахождению нового в традиционном, умение распознавать истинное новшество и отличать его от ложного.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – форма собственности на идеи, теории, научные положения, впервые высказанные человеком и представленные для пользования в общественном производстве. Каждая книга, научная статья и тезисы имеют своего владельца и их право собственности закреплено законом. Поэтому списывание без ссылки на автора и его работу именуется плагиатом.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это технология выполнения реферата, курсовой или дипломной работы с применением возможностей компьютера и Интернета. Использование информационной технологии в процессе учебно-исследовательской деятельности и при написании реферата, курсовой или дипломной работ значительно повышает их качество и сокращает сроки.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ – это комплекс свойств познавательных процессов и особенно мышления, а также характера и накопленного практического опыта, способствующие успешному проведению конкретно взятого на себя исследования. Исследовательские возможности студента должны соответствовать типу исследования, научному аппарату и методам исследования. В противном случае исследовательская работа будет вестись с неохотой, идти с трудом и малоуспешно.
ИСТИНА – это достоверно известное знание, знание правильное, проверяемое, подтверждаемое практикой, теоретически и логически обоснованное и способное быть использованным. Поиск и принятие истины в ходе исследования студентом означает отказ от лжи, списывания, подтасовки и искажении фактов.
ИСТОРИКО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод раскрытия фактов, свойств, функций, процессов в их изменении в процессе исторического развития. Применяется при подготовке исторических параграфов и глав в исследовании. Относится к группе теоретических методов исследования.
ИСТОРИКО-СИСТЕМНЫЙ МЕТОД – метод обобщения интерпретации исторических фактов и создания единой системы, а также рассмотрения, анализа и оценивания отдельных фактов с позиций всей системы. Относится к группе теоретических методов исследования.
ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – метод выявления и описания сущности исторических явлений по сходству или различию их свойств и признаков, а также сопоставление их проявления в конкретном времени и пространстве, в конкретных социально-экономических и иных условиях. Относится к группе теоретических методов исследования.
ИСТОРИКО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД – метод выявления единичного, общего и особенного в явлениях, представляющих историю решения какой-либо проблемы и проведения на этой основе их типологизации, классификации и систематики. Относится к группе теоретических методов исследования.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД – логико-методологический метод исследования, посредством которого выявляются малоизученные и неизвестные станицы истории, а также систематизируются исторические факты, события и идеи, рожденные в разное историческое время. С помощью его исследуются условия и границы распространения явлений и идей, их историческое значение в познании истины и преобразовании действительности. Относятся к группе теоретических методов исследования.
ИСТОЧНИК ПОЗНАНИЯ – это те объекты действительности, которые могут быть познаны, поняты, описаны, то есть те, что дают знания. Это книги и статьи, документы, воспоминания, архивные материалы, продукты деятельности людей. Каждый источник, теоретический или эмпирический, требует своих методов познания и своей интерпретации. Чем больше и разнообразнее в реферате, курсовой и дипломной работах используется источников познания, тем, можно утверждать, будет богаче исследование.
КАТЕГОРИЗАЦИЯ – выделение ряда понятий в качестве ключевых и ведущих в конкретном исследовании. Каждая работа, будь то реферат, курсовая или дипломная, имеют свой основной категориальный ряд, отличный от других работ. Исследователь обязательно категоризирует свое исследование, то есть выделяет категории, которые затем определят весь остальной понятийно-терминологический аппарат исследования. Выделение категорий и их трактовка зависят от теории или учения, в рамках и на основе которых проводится данное исследование.
КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ – метод интерпретации эмпирических данных, отдельных фактов и событий, а также статистики, состоящий в словесном описании причин, характера протекания, установлении зависимостей с другими фактами и последствий. Это анализ смысловой и описательный. Качественным также называют статистический анализ, оперирующий количеством участников событий, количеством конкретных фактов без перевода их в математические величины – проценты, средние показатели. С помощью его устанавливают постоянные свойства чего-либо.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ – это разделение их по источникам познания. В реферативных, курсовых и дипломных работах используют, как правило, разделение методов на три группы: теоретические методы, то есть методы изучения теории в ее различных видах и формах; эмпирические методы, то есть методы изучения практики, и методы анализ материала, полученного в ходе теоретического и эмпирического познания – это количественные (статистические) и качественные (содержательно-смысловые) методы анализа.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ – это метод выражения фактов, событий, признаков в числовых характеристиках. С помощью определяются проценты присутствия или отсутствием чего бы то ни было, индексы, ранги и др. Количественные данные могут оформляться в виде различных графиков.
КОМПИЛЯЦИЯ – несамостоятельность при выполнении реферата, курсовой или дипломной работы, списывание либо с научных источников, либо с чьей-то ранее выполненной работы. Это прямое заимствование чужого текста, возможно даже со ссылкой на автора (не путать с цитированием). Компиляция – это составление своей работы из чужих работ.
КОНКРЕТИЗАЦИЯ – это метод доказательства какой-либо теоретической посылки, идеи, положения, состоящий в их подтверждении примером из практики, из опыта, данными проведенного эксперимента. С помощью его теория связывается с практикой реального мира, «оживает» в реальных действиях реальных людей.
КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ – метод установления взаимосвязей, взаимовлияния и взаимозависимостей независимых и зависимых переменных в эксперименте. С его помощью устанавливается, как изменение одних показателей влечет за собой изменение других.
КРАСНАЯ СТРОКА – отступ вправо в начале первой строки абзаца. Это начало абзаца, она дает читателю отдых при чтении, разбивает текст на логически завершенные части, выражает общую логику построения текста.
ЛОЖНАЯ ЭРУДИЦИЯ – поверхностное знание темы, показное умение разбираться в ней, что сказывается на тексте реферата, курсовой и дипломной работ. Желая произвести впечатление, студент вводит в текст много научных терминов, в изобилии делает ссылки на авторов и их исследования, слабо разбираясь в сути вопроса, допуская избыточность информации или ее поверхностное представление.
ЛОНГИТЮДНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – это глубокое и продолжительное во времени изучение одного и того же явления в процессе его развития. С помощью его изучаются одни и те же лица, процессы, явления посредством длительного наблюдения и применения диагностических методов, измеряющих происходящие в них изменения.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это методы обработки эмпирических данных, полученных в ходе эксперимента или при изучении опыта чьей-то работы. Это методы определения количества присутствия каких-либо свойств у объекта изучения или количества их повторения в ходе изучения. К таким методам относятся методы числового выражения наличия качества (математический расчет), его процентное соотношение с целостным явлением или другими качествами, вычисление средней арифметической величины, определение дисперсии и коэффициента достоверности и др.
МЕТОД ДЕКОНСТРУКЦИИ – это метод обработки содержания научного текста и использования научных источников в собственном тексте. С его помощью проводится изменение последовательности изложения авторского текста, выборка необходимого материала и составление из выбранных частей новых конструкций.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ – это осознанное и грамотное отношение к факту наличия определенной методологии выполнения работы. Это также грамотное построение самой методологической основы, что предполагает ее целостность, непротиворечивость, соответствие уровню развития науки, в рамках которой ведется исследование, соответствие уровню развития практики.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ – это наиболее широкое и общее знание о смыслах, направлениях и способах деятельности. К такому знанию, при выполнении реферата, курсовой и дипломной работ, относятся: мировоззренческие основы, общие законы и принципы данной науки и методы исследования. Каждая научная, в том числе и учебно-исследовательская работа выполняются в рамках определенной методологии.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это те мыслительные операции и практические действия, которые позволяют получить новое научное знание о предмете исследования. Различают теоретические и эмпирические методы исследования, а также методы обработки эмпирических данных.
МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ – это методы их количественного и качественного описания. Количественное описание осуществляется с помощью математических методов и методов графического предъявления. Качественное описание делается посредством интерпретации фактов и использования различных видов анализа.
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – это эксперимент воображаемый, но проводимый согласно всем требованиям эксперимента с «получением» предполагаемого эффекта. Умение проводить мысленный эксперимент помогает исследователю прояснить и почувствовать реальную ситуацию его проведения, предусмотреть сложности, устранить недостатки.
НАБЛЮДЕНИЕ – это эмпирический метод исследования, состоящий в преднамеренно организованном восприятии изучаемого объекта, его поведения, изменений, отношений. При этом наблюдающий не вмешивается в естественный ход жизнедеятельности объекта, но может участвовать в ней согласно своей роли. Различают прямое и косвенное, то есть скрытое, наблюдение, сплошное и выборочное, простое и включенное, то есть соучаствующее в событиях. Наблюдение, используемое в научных целях, должно быть планируемым, систематичным и контролируемым. Применяется оно в эксперименте и при изучении опыта работы.
НАВЫКИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это особые умственные и практические действия, способствующие проведению грамотного и научно ценного исследования. К таковым относятся: умения выбирать литературу для изучения, конспектировать, владеть разными видами анализа, умения проектировать проведение исследования и разрабатывать научный аппарат, делать выводы, проводить эксперимент и др. Постепенное овладение ими начинается еще в школе и завершается в вузе посредством написания реферата, курсовой и дипломной работ.
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – творческая деятельность, направленная на получение новых знаний о природе, человеке и обществе и на использование научных знаний и новых способов их применения в интересах научно-технического прогресса, экономического благосостояния, гуманитарного сотрудничества, культурного и нравственного развития, обеспечения здоровья людей, безопасности их жизнедеятельности и сохранения окружающей среды.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ – определение вклада исследовательской деятельности студента (магистранта, аспиранта) в науку. Посредством рефлексии качества проведенного исследования, сравнительного анализа своих данных с известными в науке студент определяет ту часть, которая дополняет, уточняет или изменяет ранее имеющиеся научные данные. Определение научной новизны своей работы является самоэкспертизой исследования и описывается во Введении или в Заключении исследования.
НАУЧНЫЕ ПОНЯТИЯ – понятия, выработанные и исследуемые наукой. Каждая наука имеет свой понятийный аппарат, но допускает, при необходимости, введение понятий из других наук, устанавливая в них смыслы, отражающие специфику своей науки. Научные понятия, существующие как термины, имеют строгий и ограниченный смысл, выполняя в текстах и на практике определенные функции.
НАУЧНЫЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это перечень последовательных действий, определяющих границы, направление и характер исследования. К числу таких действий относятся: определение актуальности темы, выявление противоречия, определение проблемы, формулировка цели, определение объекта и предмета исследования, разработка гипотезы, выработка задач, определение этапов, подбор методов и базы исследования, определение методологической и теоретической основ. Процесс выработки этих действий называется проектированием исследования.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ – это представитель кафедры или научной лаборатории, как правило, имеющий научную степень и опыт проведения исследований в данной области, назначенный для оказания помощи студенту при самостоятельной работе над рефератом, курсовой и дипломной работ. В его функции входит оказание помощи в проектировании исследования, контроль хода исследования и качества его описания и др. Каждый научный руководитель имеет свой стиль руководства, отражающий особенности его поведения в различных условиях взаимоотношений со студентом.
НОВАЦИЯ – частичное обновление научных знаний о практике, возможное благодаря учебно-исследовательской работе. Студент может дополнить имеющиеся в науке представления об объекте, изменить эти представления, опровергнуть их и т. д. Новации определяют научную новизну исследования, они входят в Выводы по главам и в Заключение.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ – краткая реферативная характеристика источников, используемых в процессе исследования. Как правило, делается во Введении при описании актуальности темы в той ее части, где речь идет о состоянии ее научного исследования. Если это делается в специальных главах и параграфах, то проводятся либо специальные исторические экскурсы, либо как более глубокий анализ с использованием его различных видов. Но это уже не обзор литературы.
ОБОБЩЕНИЕ – объединение сходного, но не идентичного материала на едином логическом основании и получение вывода по сходству или различию. Обобщение как мыслительная и исследовательская операция используется при разработке Выводов по главам и Заключения. Но существует и самостоятельная исследовательская деятельность – обобщение опыта работы, которая может стать и целью, и методом, и объектом исследования. Такое обобщение делается с использованием многих других методов.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это та часть теории или практики, в рамках которых ведется исследование. Объект определяет границы и ту целостность, внутри которой изучается предмет с той функцией, которую он выполняет именно м этом объекте как его часть.
ОППОНЕНТ – лицо, критически оценивающее результаты исследовательской деятельности обучающегося. Это специалист — теоретик или практик, разбирающийся в проблеме исследования. Официальное оппонирование в виде рецензирования введено для дипломных работ. Неофициальное оппонирование возможно при защите курсовых работ, где оппонентами (рецензентами) становятся сами студенты.
ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – вид эмпирического исследования, проводимого непосредственно в самой практике путем ее частичного совершенствования. Изменяемый компонент практики становится независимым переменным. Возникающие под их влиянием изменения – зависимыми переменными, которые могут диагностироваться или описываться качественно.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ – это стиль исследовательской деятельности студента, характеризующий способность его к целеполаганию, самопланированию работы, самоконтролю, саморегуляции, самооценке. Она также включает в себя осознание студентом роли своей работы в системе научных исследований своего вуза, способности к использованию консультаций и возможностей научного руководителя, соблюдение этики отношений с руководителем, кафедрой, оппонентом.
ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – это качество, характеризующее самобытность, неповторимость, своеобразие, нестандартность исследования. Как правило, оригинальность появляется там, где есть разумное сочетание традиционного и инновационного, индивидуального и типичного. Это качество характеризует самостоятельность и творческость исследователя.
ОТЗЫВ – форма оценивания стиля и характера исследовательской деятельности студента, его отношения к работе, организационной культуры, но не самой работы. Отзыв дается научным руководителем.
ПАНЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ – это исследование на большой выборке (панели) с многократно повторяющимся диагностированием одного и того же качества (состояния, отношения) в его временном или ситуативном изменении.
ПАРАДИГМА – научно обоснованные суждения, положения, идеи, получившие всеобщее признание и ставшие основой организации практики и проведения исследований.
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ – это качественная характеристика исследования, означающая бережное и уважительное отношение исследователя к научным именам и самим исследованиям, этически верный подбор методов эмпирического исследования, нравственная позиция при анализе и интерпретации получаемых в ходе исследования данных, точное употребление понятийно-терминологического аппарата юриспруденции.
ПЛАГИАТ – сознательное присвоение авторства на чужое произведение, высказывание, мысль, что возникает чаще всего при списывании и отсутствии ссылок на источник. Присвоение плодов чужого труда наказуемо в уголовном порядке. Плагиат является безнравственным поступком.
ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ – совокупность научно обоснованных терминов-понятий, используемых студентом в своем исследовании и при его описании в реферате, курсовой и дипломной работах. Все термины-понятия подразделяются на категории, то есть основные для данного текста понятия, ключевые понятия, то есть понятия, выражающие основное содержание текста, и вспомогательные понятия, через которые дается описание отдельных качеств и признаков ключевых понятий.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ –определение востребованности результатов исследования, конкретного потребителя и его рабочего места, где будет полезно применение данной работы – реферата, курсовой или дипломной.
ПРЕДЗАЩИТА – процедура предварительного просмотра и оценивания состояния дипломной работы, ее готовности к защите перед государственной экзаменационной комиссией. Проводится, как правило, за месяц до защиты, с расчетом времени на исправление недостатков и недоработок. Для ее проведения создается специальная комиссия. Комиссия принимает решение о допуске работы к защите.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – это «слабая» часть противоречия, вынесенная как проблема и составляющая цель исследования. Это то, что конкретно исследуется и преобразуется в исследовании. Предмет исследования является органической частью объекта исследования. В отличие от предмета всего исследования предмет экспериментирования всегда соотносится с особенностями своего объекта, то есть тех людей, которые подвергаются экспериментальному влиянию независимых переменных.
ПРИЛОЖЕНИЕ – это информация, иллюстрирующая отдельные позиции проведенного исследования. В качестве такового могут быть планы, протоколы, фото, рисунки, тесты, сочинения, автобиографии и другой эмпирический материал. Приложение оформляется отдельно от работы и помещается в конце ее, за Списком литературы.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – составная часть научного аппарата исследования, разрабатываемая на основе актуальности темы и выявленного противоречия. Проблема – это вопрос о том, как надо изменить «слабое» звено в противоречии и снять его. Проблема всегда ставится в виде проблемного вопроса. Не нужно путать проблему исследования с теми недостатками, которые существуют в теории и практике.
ПРОБЛЕМНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это такая ее формулировка, которая содержит четко обозначенный нерешенный вопрос. Делается это за счет введения глагола, обозначающего действие, союзной связки компонентов исследования, принципиальной новизны темы и т. д.
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ – вид анализа теоретического или эмпирического материала с позиций вклада в решение какой-либо проблемы или с позиций спорности, неочевидности авторских доказательств и выводов.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – это предварительная разработка его научного аппарата, плана проведения и плана описания в реферате, курсовой или дипломной работе.
ПРОТИВОРЕЧИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – несоответствие развития составных частей какой-либо системы, процесса или ситуации, ведущее к нарушению их целостного и успешного развития. Противоречие – это нарушенная связь между явлениями, компонентами, состояниями, свойствами. Из установленного противоречия вытекает проблема исследования как проблема устранения этого несоответствия.
РЕДАКТИРОВАНИЕ – процесс повторного вычитывания, поиска и исправления ошибок, неточностей, неясностей, несоразмерности частей в тексте работы. Редактирование способствует повышению орфографической, синтаксической, лексической, профессиональной (например, правовой, экономической и т.п.) культуры написания реферата, курсовой и дипломной работ.
РЕЗЮМЕ – форма выводов или заключения, состоящая в последовательном и кратком перечне основных положений, изложенных в главе или всей работе.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ – возможность применения результатов эмпирического исследования, проведенного на малых группах, в сходных группах большей численности. Это распространимость выводов небольшого исследования на другие явления такого же класса. Репрезентативность зависит от качества выборки участников эксперимента. Чем выше репрезентативность, тем ценнее исследование.
РЕЦЕНЗИЯ – краткий критический анализ и оценка реферата, курсовой или дипломной работы, даваемый оппонентом.
САМОЭКСПЕРТИЗА ИССЛЕДОВАНИЯ – критический анализ собственной работы и определение ее научной новизны и практической значимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (греч. – описание книги) – достаточно исчерпывающий список литературы по изучаемой проблеме (теме), используемый студентом при выполнении своего исследования и являющийся обязательной частью реферата, курсовой и дипломной работ. Располагается, как правило, после Заключения и перед Приложением. В нее входит не только цитируемая литература, но и имеющая прямое отношение к теме, прочитанная или повлиявшая на постановку и решение поставленных задач. В библиографии указывается литературный источник с указанием автора (если он есть), редактора или составителя, названия, места издания, названия издательства и объема по количеству страниц. Литературные источники в Библиографии располагаются в алфавитном порядке.
СПИСЫВАНИЕ – порочный метод выполнения реферата, курсовой и дипломной работ. Состоит в переписывании готового, кем-то выполненного текста и предъявление его в качестве своего. Такое копирование (калькирование) не обеспечивает самоактуализации студента, его развития и является по сути порочным и осуждаемым способом выполнения самостоятельной работы.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – это метод сопоставления, сравнивания двух и более явлений, идей, положений, результатов исследований, нахождение в них общего и различного, выбор наиболее приемлемых для дальнейшего научного изучения или практического применения.
ССЫЛКА – указание на источник высказываемого положения, цитирования на анализируемый текст, а также на графические материалы, помещенные прямо в тексте, и приложения, иллюстрирующие или дополняющие текст. В первом случае это делается в квадратных скобках, с указанием номера этого текста в Списке литературы и страниц, во втором – в круглых скобках указывается номер таблицы, графика, рисунка или приложения.
СТРАТЕГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ – проектирование основного направления исследования, определение цели как его конечного результата, обоснование его актуальности. Стратегия разрабатывается посредством определения актуальности темы, поиска в ней противоречия, формулировки проблемы исследования и выработки цели исследования. Эта часть научного аппарата и есть стратегия исследования.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ – это выделение в предмете изучения отдельных групп явлений, сходных по каким-либо признакам. В теории, например, по методам и средствам исследования, по подходам или результатам. Анализ человеческого «материала» проводится при делении людей на группы по половому, возрастному, национальному и иному социальному или психологическому признаку. При структурном анализе проводится дифференцирование, то есть структуризация, предмета изучения.
ТАБЛИЦА – графическая форма предъявления материала цифрового и понятийного содержания. Таблица позволяет емкий материал представлять кратко и к тому же получать новые идеи от его анализа. Материал в таблице оформляется кратко, логично, ясно и понятно.
ТАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ – проектирование деятельности по достижению цели исследования. Сюда входит проектирование научного аппарата в составе: объекта, предмета, гипотезы, задач, методов, этапов и базы исследования.
ТЕЗИСЫ – краткое изложение какого-либо исследования, получения научных выводов в виде отдельных положений, выражающих их основной смысл. Это свернутое изложение содержания. Они используются как источник научной информации.
ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ – найкратчайшее выражение содержания всего исследования в виде заглавия. Она должна быть лаконичной, проблемной, выражать главную мысль и быть благозвучной.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это методы изучения теоретических работ научного содержания. К ним относятся методы деконструкции текста, аксиоматизации, идеализации, акцентуации, актуализации, алгоритмизации, идеализации, моделирования. К ним также относятся дескриптивный и диахронический методы и самые разнообразные виды анализа: аспектный, герменевтический, голографический, критический, комплексный, концептуальный, проблемный, системный, сравнительный, структурный, феноменологический, обзорный, обобщающий, функциональный и контент-анализ.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – это тип исследования, состоящего в разработке теоретических проблем и получении теоретического вывода. Теоретизация – это концептуальное описание познаваемого предмета с помощью научных методов и понятий. К теоретическим относятся исторические исследования и исследования методологического характера. Как правило, студенты выполняют теоретические исследования лишь частично и оформляют их в виде отдельной так называемой «теоретической главы».
ТЕРМИН – слово, употребляемое специалистами в научных текстах со специальным для данной науки значением. Каждая наука имеет свой устоявшийся набор терминов.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – первая страница текста реферата, курсовой и дипломной работ с указанием темы, автора, научного руководителя и всех выходных данных (наименование министерства, учреждения, кафедры, факультета, места и года выполнения). Имеет строго стандартизированную форму.
ФАКТОР – обстоятельства, ситуация, выступающие движущей силой развития каких-либо явлений, стимулирующих это развитие. Это те элементы окружающей и внутренней действительности, которые влияют на конечный результат, эффективность того или иного действия. Это условия или причины изменения предмета исследования.
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ – установление и выявление скрытых от исследователя факторов появления тех или иных показателей, качеств, свойств, состояний предмета или объекта изучения. Это есть процедура поиска факторов, предопределяющих появление новых свойств.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – это анализ любого явления, ставшего реальностью и вошедшего в систему человеческой жизнедеятельности. Он включает в себя анализ явления и отражающих его понятий со всех изученных и описанных наукой сторон, во всех изученных аспектах.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ – метод выявления функций рассматриваемого предмета исследования в системе других явлений и более широкого объекта. Функциональный анализ возможен только относительно явлений, ситуаций, качеств, способных выполнять какие-либо фикции в системах, куда они входят.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – это словесно-логическое описание представления о результате исследования, что представляется и ожидается в итоге сложной исследовательской работы. Входит в научный аппарат исследования и формулируется на основе анализа актуальности темы, выявленного противоречия и поставленной проблемы.
ЦИТАТА – дословная выдержка из какого-либо авторского текста с указанием источника и цитируемой страницы. Цитаты вставляются в текст реферата, курсовой и дипломной работ для иллюстрации позиций, как объект анализа, как способ доказательства. Чрезмерно большое цитирование не рекомендуется.
ЭКЛЕКТИКА – соединение разнородных теорий, идей, положений в едином тексте на основе одной темы. Так, исследователь может опираться методологически совсем на разные принципы и подходы, временами взаимно исключающие друг друга; могут собирать в теоретический параграф, где описывается какой-либо феномен, материал, не связанный между собой и не представляющий целостности.
ЭКСПЕРИМЕНТ – метод исследования практики и получения эмпирического материала для доказательства теоретической идеи (гипотезы). Это научно организованный практический опыт с внесением в него нового компонента или изменения старого и изучения влияния этого новшества на те или другие свойства участников деятельности.
ЭКСПЕРТ – человек, компетентный проводить анализ и оценку выполненной работы. В качестве таковых при выполнении дипломной работы выступают рецензенты, научный руководитель и сам исполнитель, осуществляя самоэкспертизу.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – исследование, посвященное изучению практики, реальной жизни и конкретных людей. К таковым относятся экспериментальные исследования и изучение опыта работы. Как правило, материалы эмпирических исследований в реферате, курсовой или дипломной работах описываются в специальных главах.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – это последовательность действий с теоретическим и эмпирическим материалом, а также описание его в форме реферата, курсовой и дипломной работ. Типичны следующие этапы: изучение теории вопроса, формирование программы исследования и программы эксперимента как его части, проведение эксперимента и получение выводов, написание работы и разработка заключения.
- Методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента
- Предисловие
- Теоретический раздел
- 1.1 Содержание учебной программы курса «методология учебной и научно-исследовательской деятельности студента»
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 1.2 Тексты для чтения, рекомендованные студентам для самостоятельной работы:
- Тема 1 особенности современного высшего образования
- 1.1 Из истории становления понятия «образование»
- 1.2История западноевропейского университета
- 1.3 Из истории высшего образования в Беларуси
- 1.4 Некоторые тенденции развития высшего образования в странах Европейского Союза
- 1.6 Академическая мобильность студентов
- 1.7 Академические свободы
- Тема 2 образовательный стандарт специальности
- 2.1 Из образовательного стандарта Республики Беларусь осрб 1-24 01 02-2013 / Высшее образование : Первая ступень / Специальность 1-24 01 02 Правоведение : квалификация – юрист
- 6 Требования к компетентности специалиста
- 6.1 Состав компетенций специалиста
- 6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
- 6.3 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
- Тема 3 структура учебной деятельности студента
- 3.1 Учебная деятельность студента: советы по самоуправлению
- 3.2 Учебные проекты
- 3.3 Самостоятельная работа студента
- 3.4 Оценки студентов своей собственной учебной деятельности (По результаты опроса студентов 2-го курса специальности «Правоведение»).
- Тема 4 современные стратегии академического чтения
- 4.2 Формирование читательской компетенции в условиях современного общества
- Список литературы
- 4.3 Развитие критического мышления в контексте медиаобразования
- 4.4 Задачи и способы организации работы с текстом (на основе таксономии б. Блума)
- Тема 5 современные стратегии академического письма
- 5.1 Научно-исследовательская деятельность студента как условие подготовки творческого и конкурентоспособного специалиста. См. Приложение Презентация № 3.
- 5.2 Реферат, курсовая и дипломная работы как формы организации самостоятельной исследовательской работы студента
- 5.3 Научный аппарат письменной научно-исследовательской работы студента
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 6.2 Студенческие научные чтения на тему «Профессиональная культура специалиста: особенности формирования через учебную и научно-исследовательскую деятельность»
- 6.2.1 Значение справедливости как ценностного регулятора общественных отношений
- 6.2.2 Логическая культура мышления в структуре компетенций специалиста (на примере юриста)
- 6.2.3 Значение этики в юридической практике допроса
- 6.2.4 Роль невербального общения
- Практический раздел
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Учебная деятельность студента
- Тема 4 Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.3 Глоссарий
- Тема 1 Особенности современного высшего образования
- Тема 2 Образовательный стандарт специальности
- Тема 3 Структура учебной деятельности студента
- Тема 4. Современные стратегии академического чтения
- Тема 5 Современные стратегии академического письма
- Тема 6 Профессиональная культура специалиста: структура ценностных ориентаций
- 2.4 Список литературы
- Приложение
- Примеры описания литературных источников
- Критерии
- Оценки результатов учебной деятельности
- Обучающихся в учреждениях высшего
- Образования по десятибалльной шкале