logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Содержание

О реализации задач здоровьесберегающей педагогики в процессе

музыкально-певческого воспитания школьников………………………………... 3

Музыкально-певческое воспитание школьников……………………………….... 9

Основополагающие принципы формирования певческих навыков

в детском возрасте……………………..…………………………………………. 12

Акустическая структура и биофизические характеристики детского

певческого голоса…………………………………………………………………..14

Г.П. Стулова. Вопросы методики вокальной работы с детьми………………….24

Азбука дыхания………………………………………………………………….... 33

А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика…………………35

В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса………………………39

Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание

(Работа по алгоритму)……………………………………………………………...45

Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио………………………………………………….65

В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении……88

Рекомендуемая литература………………………………………………………...98

Приложение………………………………………………………………………..106

Нотное приложение……………………………………………………………….117

1 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программно-методические материалы. Музыка. 1-8 кл. – М.: Просвещение, 2006. – С. 18.

2 Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика. Учеб. пособие. – М., 2000. – С. 16.

3 Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000. – С. 221-222.

4 Карасев А. Бесплатные вечерние школы хорового пения. – Вятка, 1903.

5 Ушинский К.Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье. Берн // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – Т. 2. – М., 1974. – С. 108.

6 Рукавишников Г. – СПб., 1904.

7 Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке для ООШ. 1-8 кл. – М.: Просвещение, 2005.

8 Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Классик Стиль, 2005. – С. 36.

9 Источник: Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Классик Стиль, 2005.

10 Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Классик Стиль, 2005. – С. 45.

11 Стулова Г.П. Акустико-физиологические основы вокальной работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Классик Стиль, 2005. – С. 91-100.

12 Каждое упражнение повторяется 4 (8) раз.

13 Источник: Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. 3-е изд., испр. – СПб.: Изд-во «Лань», 2003.

14 Нотно-графическое описание упражнений приводится в приложении 2.

15 Каждое упражнение исполняется четыре раза. Исполнение упражнений, связанных с работой губ и открыванием рта, необходимо контролировать в зеркале.

16 Источник: Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму). Методич. разработка для преп. ДМШ и ДШИ. – М., 1987.

17 Опыт показывает, что когда у детей левая рука «дежурит» у щечки, она контролирует раскрытие рта. При этом заметно улучшается не только произношение, но и тембр голоса и чистота интонации. Чтобы правильно выполнить задачу, достаточно бывает предложить детям слегка надавить пальцами на щеки так, чтобы кончики пальцев как бы раздвинули зубы, и подбородок опустился. В этом положении ребенок должен хотя бы раз пропеть.

18 Все буквы У (1-я ступень лада) – синий цвет (со светотеневыми переходами); УЛЬ, точка и дуга под ней (3-я ступень) – зеленый; А (2-я ступень) – красный; О в первой части алгоритма (7-я ступень) – фиолетовый; О в левой части алгоритма (2-я ступень) – светло-коричневый.

19 Более полно комплекс вокально-ладовых упражнений по системе Д.Е. Огороднова представлен в нотном приложении 3.

20 См. Памятку педагогу в вокальной работе по алгоритму с детьми и с самим собой в приложении 3.

21 Источник: Г. Струве. Хоровое сольфеджио. – М.: ЦСДК, 1994.

22 Многие детские хормейстеры отмечают высокую эффективнсть метода пения каноном (Л. Абелян, В. Попов, Ю. Алиев, Г. Струве и др.). В нотном приложении 2 мы приводим примеры различных канонов для детского хора.

23 С этого момента целесообразно начинать пение упражнений по нотной записи, постепенно осваивая с детьми правила фиксации музыкальной речи, формируя их целостную музыкальную грамотность, развивая слух и совершенствуя вокально-хоровые навыки. Система упражнений на развитие музыкальной грамотности певцов даны в нотном приложении 4.

* Часть материала этого раздела дается на основе учебно-методического пособия В.А. Куцанова "Использование элементов относитель­ной сольмизации на уроках сольфеджио", а также книги под редакцией Л. Л. Баренбойма "Система детского музыкального воспитания Карла Орфа" (Л., 1970).

** Четвертная пульсация — основная, особенно на начальном этапе, но она не исключает другой ритмической пульсации — скажем, восьмыми (тогда правая рука отстукивает шестнадцатые) или половинными, например 3/2 (правая рука отстукивает четверти) и т. д.

24 Все вокальные упражнения первой ступени поются с транспонированием на ½ тона вверх и вниз в пределах диапазона си мал. - фа#².

25 Важно, чтобы певец перенес полученные при пении упражнений ощущения, навыки вокализации, манеру исполнения и др. на «готовую продукцию», исполнял репертуар ярко, эмоционально, выразительно, помогал себе при пении руками, корпусом, головой, используя оптимально выбранные движения.

130