logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении

Наблюдения различных современных обучающих систем, а также авторский опыт детского вокального воспитания позволили сделать вывод о том, что процесс формирования певческой культуры детей и подростков основывается на ряде существенно важных принципов:

- деятельностного подхода;

- единой направленности, системности и комплексного характера музыкального воздействия на личность ребенка;

- демократичности (обучение всех желающих, независимо от уровня развития музыкальных способностей);

- радости общения с музыкой (радости познания и радости труда, радости концертного выступления и радости преодоления очередной трудности);

- тесных межпредметных связей с другими музыкальными дисциплинами, видами искусства, гуманитарными науками, самой жизнью.

Однако каждый творчески работающий вокалист избирает свой стиль, свои характерные приемы и оптимальные методы целенаправленного педагогического воздействия, исходя из целей и задач профессиональной деятельности, типа образовательного учреждения, в котором он работает, особенностей контингента учащихся, структуры, содержания и форм обучения.

В связи с этим можно утверждать, что разработка унифицированной программы или методики постановки детского голоса в принципе невозможна, на сегодняшний день накоплен достаточный практический опыт (постоянно расширяющийся и совершенствующийся), который заслуживает внимания, как начинающих педагогов-вокалистов, так и специалистов со стажем.

Интересы современных детей и подростков формируются в условиях «ажиотажа» массового слушателя вокруг популярных жанров вокальной музыки, прежде всего, эстрадного пения. Это - явление времени, которое невозможно отменить или запретить, следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы учащиеся (в особенности подростки) обращались к лучшим образцам эстрадной музыки, умели по достоинству оценить художественную ценность предлагаемой им продукции, владели качественными исполнительскими навыками.

В этом отношении весьма интересен опыт Заслуженного работника культуры РФ, педагога-вокалиста Государственного музыкального училища эстрадно-джазового искусства В.Х. Хачатурова, который на протяжении ряда лет ведет работу в детской студии «КЛАСС», где дети среднего и старшего школьного возраста обучаются искусству эстрадного пения. Им разработана оригинальная система вокального воспитания, получившая сегодня достаточно широкое распространение в педагогической практике.

Основу этой методической системы составляет комплекс вокальных упражнений, формирующих специальные навыки эстрадно-джазового пения. Весь комплекс условно делится автором на три ступени:

  1. Пение согласных и гласных звуков, интонированный вдох, вокальная биомеханика.

  2. Пение интервалов.

  3. Подготовка к концертному исполнению.

В работе с детьми В.Х. Хачатуров исходит из особенностей субъективного восприятия детьми собственного голоса, его подражательной функции (бессознательное детское пение основывается на подражании звукам природы). Поэтому многие вокальные упражнения, предложенные автором, опираются на ассоциативный и жизненный опыт ребят.

Педагог активно применяет на занятиях игровые приемы, вся работа ведется, стоя перед зеркалами. Освоение навыков эстрадного пения осуществляется по принципу «понять-осознать-сделать».