Тембральная характеристика певческого голоса
Тембр певческого голоса – наиважнейшая характеристика вокального искусства. Часто тембр глосса называют его окраской. По тембру вокальные педагоги определяют тип голоса певца, степень его профессионализма. К важнейшей качественной характеристике тембра голоса относится, прежде всего, свобода голосового аппарата при пении. Также ценятся такие качества тембра, как резонансное пение, округленность гласных, плавность регистровых переходов, звонкость и полетность голоса, близкая и высокая вокальная позиция, певческое вибрато, богатство тембровых красок. Бесконечное разнообразие, которое мы различаем в звучании певческого голоса, является результатом различных сочетаний и изменений во времени основных характеристик звука - частоты колебаний, амплитуды колебаний и обертонового состава самого звука певческого голоса (высоты, силы и тембра голоса).
Особенностью тембра голосов детей является то, что он меняется в зависимости от возраста по принципу: чем меньше ребенок, тем беднее по количеству обертонов его спектр. В специальной литературе указывается на четыре периода в развитии голоса школьников:
7-10 лет – младший школьный возраст;
10-12 лет – предмутационный;
12-15 лет – мутационный;
15-18 лет – послемутационный.
Следует заметить, что все эти возрастные границы очень приблизительные и усредненные, так как в практике можно встретить немало исключений из общего правила. Тем не менее, учителю музыки необходимо хорошо знать признаки каждого периода развития детского голоса и уметь своевременно их распознавать в голосах своих учеников.
Младший школьный возраст.
Звучание голосов детей первой возрастной группы обычно характеризуется как легкое, звонкое, высокое, головное, серебристое, небольшое по силе и диапазону. Однако эти качественные характеристики подразумевают некий эстетический эталон, к которому следует стремиться в процессе вокальной работы с детьми. На самом деле среди детей, не обученных пению, можно нередко слышать и иное звучание: низкое, глухое, сиплое, хриплое, грудное, в диапазоне речевого голоса или излишне напряженное и форсированное. При этом звуковысотное расположение таких голосов гораздо ниже, чем у первой категории детей с легкими и высокими голосами.
Таким образом, можно заметить наличие индивидуальных различий у детей: одни от природы имеют низкие, другие – высокие голоса. Это связано с различными тенденциями преимущественного использования одного из натуральных регистров голоса – грудного, либо чисто головного (фальцетного). С развитием коры головного мозга ребенка к 7 годам в его голосе утверждается способность к смешанному голосообразованию, что целесообразно закреплять в процессе вокальной тренировки. При этом не исключается возможность использования чистых регистров при решении определенных исполнительских задач (поиск определенного тембрового звучания голосов, исправление качества интонирования, развитие слухо-двигательной координации у детей-«гудошников»).
Практика показывает, что правильного звуковысотного интонирования легче добиться с детьми при настройке голосов на фальцетное звучание. Сам механизм фальцетного звукообразования раскрывает более широкие возможности звуковысотных регулировок по сравнению с грудным режимом работы гортани. Например, голосовые затруднения детей-«гудошников» возникают при пении с использованием грудного биомеханизма фонации, что приводит к воспроизведению звуков только в очень узком диапазоне (в пределе речевого диапазона, чаще всего граничащего в пределах ля-сиМ или до-ре1). При переключении ребенка на фальцетное звучание, происходит коррекция интонирования на более высоких звуках (ля-си1 или до-фа2). Эту способность впоследствии следует многократно закреплять с учеником.
Стремясь к тембральному обогащению звучания голосов детей младшего школьного возраста, необходимо постепенно формировать навыки смешанного голосообразования. Актуальны для педагога-вокалиста и другие задачи: в младшем возрасте часто встречаются существенные дефекты речи (шепелявость, невыговаривание некоторых согласных и др.), требующие исправления, вялость работы артикуляционного аппарата.
Предмутационный период.
Звучание голосов детей в данный период становится более насыщенным по тембру. Если они систематически обучались пению, то в этот период их голоса достигают своего расцвета. Значительно возрастает их звуковысотный и динамический диапазоны. Более существенными становятся различия по тембру между сопрано (дискантами у мальчиков) и альтами.
Возраст детей 10-12 лет самый благотворный для организации детского хора. Его звучание в этот возрастной период отличается большим разнообразием тембровых красок, благодаря возможности использования всех голосовых регистров.
Мутационный период.
В 12-15 лет детский организм вступает в период полового созревания. В связи с этим происходит ломка (мутация) детского голоса. Наиболее ярко и нередко болезненно она проходит у мальчиков.
Первыми признаками мутации голоса следует считать появление тусклости звучания голоса, детонацию, осиплость, ощущение неудобства в горле при пении, срывы голоса на высоких нотах, снижение силы голоса. По мнению фониатров и вокальных педагогов, причины мутации – активный рост гортани и голосовых складок в этот возрастной период. Голоса мальчиков опускаются вниз: у будущих басов до доМ, у будущих теноров – до фаМ. Голоса девочек, теряя верхние ноты, опускаются примерно на терцию.
Мутация у мальчиков и девок протекает по-разному: у мальчиков более остро, скачком, а у девочек менее заметно, плавно. Своеобразие мутации у мальчиков заключается еще и в том, что в этот период у них наблюдается не только детонация, но нередко и потеря координации в работе голосового аппарата при пении. Это объясняется тем, что в период мутации мальчики утрачивают способность к смешанному голосообразованию и их голос, как в раннем детстве, снова распадается на два натуральных регистра (фальцетный, который звучит на высоких нотах диапазона первой октавы, и грудной – на низких нотах малой октавы, в узком диапазоне, примерно в пределах квинты).
Специалистами оспаривается вопрос: петь или не петь во время мутации? Практика показывает, что умеренные и систематические занятия пением с подростками в период мутации даже облегчают и ускоряют этот процесс. Здесь важно соблюдать правило: петь недолго, не громко и не высоко. Замечено также, что характер протекания мутации зависит от предшествующего певческого развития. Если ребенок пел правильно и раньше, то ломка голоса происходит быстро и без осложнений. В период мутации следует использовать специальные щадящие упражнения для голоса. Особенно полезно в период мутации укреплять мышцы голосового аппарата через дыхательную гимнастику, например А.Н. Стрельниковой (описание см. в следующих разделах данного пособия).
Послемутационный период.
В данный период мы еще наблюдаем остаточные явления мутации: неравномерность звучания голоса на всем диапазоне по тембру и силе, нарушения координации в работе голосового аппарата, вновь появившуюся пестроту гласных, тусклость тембра, быструю утомляемость и др. Голоса юношей и девушек, пройдя перелом, еще относительно долго продолжают формироваться в процессе возмужания и роста всего организма. Развитие и укрепление взрослого голоса идет очень постепенно.
В послемутационный период тембр голоса характеризуется спектром звука, полученного на выходе рта, как результат преобразования спектра, возникшего на уровне голосовых складок, фильтрующей системы, т.е. резонансными свойствами речевого тракта. Картина спектра зависит, главным образом, от регистрового биомеханизма: грудного, головного (или чисто фальцетного) и различных типов смешанного. Качество тембра меняется, приобретая различные оттенки, в зависимости от преобладания грудного или фальцетного механизма.
Фальцетный звук певческого голоса характеризуется бедностью спектра, хотя количественная характеристика фальцетного звука и сходна со взрослой, наблюдаются и некоторые различия, которые относятся к амплитудной характеристике, отражающей силу голоса, и к частоте основного тона. Голоса юных певцов по своей силе слабее, а по частоте основного тона – выше, чем у взрослых.
Грудное звучание, как и у взрослых, возникает в результате полного колебания всей массы голосовых складок, однако в юношеском возрасте звук грудного голоса намного беднее по выбору обертонов. Его количественная оценка зависит от многих факторов: возраста, типа голоса, физического развития, степени обученности, работы эндокринной системы и пр. Однако главный фактор – возрастной признак: чем моложе певец, тем меньше обертонов в его грудном голосе.
Еще один момент часто вызывает споры у специалистов: следует ли учить детей пению с вибрато? Ведь его наличие также указывает на качество звучания певческого голоса. На основании физиологических данных можно утверждать, что дети могут петь с вибрато уже в достаточно раннем возрасте. Уже среди младших школьников встречаются дети с поставленными от природы голосами и дети, которые в процессе спонтанного пения, естественным путем (чаще всего через подражание хорошим певческим голосам) приходят к лучшему и наиболее удобному для них способу фонации. Тем не менее, хормейстеры, работающие с детьми, нередко избегают пения с вибрато. Такой прием нельзя считать всегда необходимым, если иметь в виду различные стилевые стилевые особенности исполнения вокальных произведений или задачи исправления интонации в пении.
Из вышесказанного следует, что структура тембра певческого голоса в любом возрасте оценивается по основным биофизическим характеристикам. Однако тембральное звучание голоса детей имеет свои особенности, которые необходимо знать учителю и учитывать в своей практической работе.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание