logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Вторая хоровая ступень

Учебный план:

  1. Ритмические упражнения в размеров 2/4 и 3/4.

  2. Пунктирный ритм

  3. Затакт

На каждом занятии хора проводятся ритмические упражнения в основном на материале разучиваемых песен, а также с использованием упражнений из других разделов хорового сольфеджио. На занятия ритмом выделяется от 5 до 10 минут. В отличие от других упражнений хорового сольфеджио, проводящихся обычно в начале занятий, упражнения по развитию чувства ритма могут проводиться в любой части урока. Такие упражнения активизи­руют внимание, служат своеобразным отдыхом от предыдущей работы (переключение внимания на другой вид деятельности уже отдых). Потребность в проведении подобных упражнений возникает и тогда, когда в разучи­ваемой песне не получается тот или другой ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место в песне подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.

На второй хоровой ступени ритмическому анализу разучиваемых песен, а также прослушиваемых музыкаль­ных произведений уделяют еще больше внимания.

Метод ритмической пульсации и на этой ступени остается основным. Довольно часто применяется и метод пропевания знакомых мелодий на слоги "та", "ти" и т. д.

Упражнения, выполняемые на этом этапе, не только значительно усложняются ритмически, но и становятся более длительными. Появление размера 3/4 также усложняет упражнения. Например,

Особое внимание следует уделить ритмической группе «четверть с точкой - восьмая» (пунктирный ритм); трудной для усвоения. Ее следует сравнить с группой «восьмая - четверть - восьмая» (синкопа). В этих двух группах последняя длительность в такте восьмая; при сравнении ритмических групп хормейстер объясняет значение точки после четверти. Упражнения для закрепления этого материала:

Чтобы дети лучше поняли разницу между размерами 2/4 и 3/4, даются упражнения с переменными размера­ми:

При изучении последующих ритмических групп происходит сравнение дроблений, например, шестнадцатые сравниваются с восьмыми:

На этом этапе употребляется в основном инструментальная группировка. Хормейстер может акцентировать внимание детей на разнице группировок инструментальной и вокальной, но даже пение со словами на этой ступени проходит по инструментальным группировкам.

На этой же ступени появляется затакт. Дети должны понять, почувствовать устремленность затакта к сильной доле. Пример упражнения:

Многие упражнения постоянно поются на ритмические слоги, а также со словами (если это отрывки из песен) и обязательно сольмизируются в удобных тональностях. Вот, например, упражнение, которое сначала дается только ритмически, затем звуковысотно и, наконец, в разных тональностях:

На второй хоровой ступени продолжается игра в "Эхо" с постоянным усложнением ритмических и других задач. В частности, в игру включаются новые тембры; кроме хлопков в ладоши и ударов ногой, вводятся также удары двумя руками по коленкам.

Так выглядит индивидуальная партитура учащегося с применением ряда средств «собственного ритмического инструментария».

Хлопки:

Удары по коленям:

Удары ногой:

На второй ступени важны ритмические упражнения, в которых наряду с ровными ритмами появляются пунктирные, а позже (в конце второй ступени в начале третьей) синкопированные.

Продолжается расширение музыкального инструментария. Элементарное музицирование (особенно на пер­вых двух ступенях) способствует музыкальному развитию детей, прежде всего возникновению чувства ансамбля, усвоению понятия о тембрах и т.д.