В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
Большую пользу в вокально-хоровой работе с детьми приносит использование фонопедических упражнений, разработанных В.В. Емельяновым. Фонопедический подход, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Фонопедические упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании.
Из существующих уровней голосовой активности (доречевом, речевом и певческом) певческий основан на сигналах доречевой коммуникации. «Голосовой аппарат – саморегулирующаяся система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздействовать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма саморегуляции», - утверждает В. Емельянов.
Упражнения состоят из нескольких групп, в зависимости от поставленных задач:
- голосовые сигналы доречевой коммуникации: шип, сип, скрип, хрип, свист и т.д.;
- управление артикуляционной мускулатурой;
- произвольное управление регистрами;
- выработка певческого вибрато;
- интенсификация и регуляция фонационного выдоха;
- формирование механизма прикрытия.
Хоровые занятия с использованием данного метода позволяют расширить певческий диапазон, значительно увеличить силу и яркости звучания. Фонопедические упражнения влияют на насыщенность звука, оптимальность использования вибрато, полетность, певучесть звука. Они освобождают и раскрепощают певческое звучание и певческий процесс в целом.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание