Про филина
Поясняет обозначения:
1. Стрелка напоминает о том, что на согласном X делается активный выдох.
2. Дужка — закрыть рот. Галочка над нею — «носик» — вдох через нос.
3. Точки над маленькими у — исполнение приемом легкого стаккато (на слабой доле буквы всегда пишутся мельче).
4. Крупное У, соединенное с исходным Ух— звук, протянутый без перерыва для повторения упражнения. Каждая дужка соединительной линии соответствует доле такта.
Каждое звено упражнения — выдох, вдох, стаккато — приходится на одну долю такта, а легато — на три доли; каждому соответствует отдельное движение руки дирижера (учителя или ученика), выраженное соответствующей деталью рисунка. Это значительно облегчает детям усвоение всех звеньев-элементов упражнения и всего упражнения в целом.
Упражнение многократно повторяется (не только как «ответ филина», но и когда поется само по себе). При его повторном пропевании образуется певческий звук наилучшей формы. Над элементами упражнения и над упражнением в целом ведется тщательная и неторопливая работа, и только на завершающем этапе проводится «игра».
Детей увлекают такие занятия. Постепенно упражнение отделяется от игры. Дети с интересом поют его и отдельно, если учитель сумеет заинтересовать их работой над певческим звуком, над тембром голоса, над всеми другими элементами вокальной речи. А в этом и состоит основная задача подготовительного этапа вокально-хоровой работы.
Далее учитель может сказать детям, что если на уроке родного языка они упражняются в чтении и письме, на уроке арифметики упражняются в счете, то и на уроке пения — чтобы развить свой голос, сделать его красивым, послушным — нужно тоже упражняться. Объясняет, что упражнения для пения называются вокальными, а исполнение их — вокальной работой.
Установочное упражнение поется на тонике, без сопровождения и в сопровождении тонического трезвучия (только на сильных долях такта). На этом упражнении важно закрепить основные навыки по исполнению этого типа упражнений. Несравненно организованнее и производительнее идет работа, когда учитель меньше говорит, но все показывает по схеме-алгоритму, расположенной на доске или плакате. Внимание детей при этом становится более собранным, а работа протекает более осознанно.
Вторая часть описанного выше упражнения (легкое стаккато, переходящее в легато) в какой-то степени уже подготовлена предшествующей работой по освоению алгоритма и различных попевок. Труднее, но особенно важно добиться правильного выполнения первой части упражнения (первые две доли такта). Комбинация — выдох (ух) и вдох (через нос, при закрытом рте) — входит как начальный момент во все без исключения дальнейшие упражнения. Эту часть целесообразно отработать отдельно и с особой тщательностью (следует чаще контролировать ее выполнение и в дальнейшем).
Выдох-вдох прорабатываются как одно движение. Выдох (на сильной доле) делается активно и без подготовки. Дети часто рефлекторно делают перед этим вдох. Им надо объяснить, что это — лишнее, так как все равно приходится до конца выдохнуть. Но добиваться ликвидации этого рефлекса специально не стоит. Он затормозится сам собой, даже если учитель (или ученик) будет делать перед упражнением специальную подготовку: «приготовились ... начали» и пр. Работа по схеме-алгоритму тем и удобна, что избавляет от всяких лишних приготовлений и наставлений.
С первого шага надо добиваться, чтобы на первом слоге (Ух) дети хорошо открывали рот, а на согласном X продолжали активный выдох, как бы выталкивая остаток воздуха. Хороший глубокий выдох важен для организации певческого дыхания. Если выдох - в какой-то мере произвольное движение, то вдох, наоборот, непроизволен. Поэтому в это звено упражнения (вдох) лучше совсем не вмешиваться. Подсказывать можно только косвенно, например: «закрыли рот...» Про вдох через нос детям не надо напоминать, а то они это начинают делать грубо или шалят. Лучше обратить их внимание на то, как закрывать рот: «свободно, неторопливо, сомкнуть губы и... улыбнуться». При этом показать самому, или на примере тех детей, которым за это тут же можно поставить пятерку в журнал.
После выполнения второй доли такта, которая показывается расслабленным жестом, нужно сделать цезуру, небольшую задержку дыхания. Целесообразно даже подсказать детям в этом месте: «Отдохните...» И это даже в том случае, когда упражнение поется целиком. Тем более так нужно делать при отработке первой его части. «Отдых» нужен для создания тонуса непринужденности и стимулирования «опоры». На первых порах, прежде чем петь упражнение целиком, полезно всякий раз отдельно отрабатывать выдох-вдох.
Вторая часть упражнения (staссato, переходящее в leqato) выполняется так, как об этом говорилось выше. Ново здесь только то, что долгий звук нужно протянуть, не прерывая, и «влить» его в следующее ух, с которого упражнение повторяется.
В этом переходе долгого У через тактовую черту заключен «секрет» выработки кантилены. Нельзя допускать, чтобы дети делали перед Ух лишний вдох. Долгое У протягивается целый такт и нужно насытить этот звук динамикой: в начале такта петь активнее, затем постепенно стихая.
Таким образом, все описанные элементы работы и качество их выполнения приобретают особенно важное значение на этапе перехода к освоению вокально-ладовых упражнений, к систематической тренировке голоса. При этом выявляются новые задачи, в результате решения которых и складываются общие вокальные навыки детей20.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание