logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Про филина

Чтобы играть в эту игру, дети «разучивают» ответ филина, т. е., осваивают упражнение. Учитель показывает каждый его элемент отдельно, записывая на доске схему-алгоритм:

Поясняет обозначения:

1. Стрелка напоминает о том, что на согласном X делается активный выдох.

2. Дужка — закрыть рот. Галочка над нею — «носик» — вдох через нос.

3. Точки над маленькими у — исполнение приемом легкого стаккато (на слабой доле буквы всегда пишутся мельче).

4. Крупное У, соединенное с исходным Ух— звук, протяну­тый без перерыва для повторения упражнения. Каждая дужка соединительной линии соответствует доле такта.

Каждое звено упражнения — выдох, вдох, стаккато — при­ходится на одну долю такта, а легато — на три доли; каждому соответствует отдельное движение руки дирижера (учителя или ученика), выраженное соответствующей деталью рисунка. Это значительно облегчает детям усвоение всех звеньев-элементов упражнения и всего упражнения в целом.

Упражнение многократно повторяется (не только как «ответ фи­лина», но и когда поется само по себе). При его повторном пропевании образуется певческий звук наилучшей формы. Над элементами упражнения и над упражнением в целом ведется тщательная и неторопливая работа, и только на завершающем этапе проводится «игра».

Детей увлекают такие занятия. Постепенно упражнение отде­ляется от игры. Дети с интересом поют его и отдельно, если учи­тель сумеет заинтересовать их работой над певческим звуком, над тембром голоса, над всеми другими элементами вокальной речи. А в этом и состоит основная задача подготовительного этапа вокально-хоровой работы.

Далее учитель может сказать детям, что если на уроке род­ного языка они упражняются в чтении и письме, на уроке ариф­метики упражняются в счете, то и на уроке пения — чтобы раз­вить свой голос, сделать его красивым, послушным — нужно тоже упражняться. Объясняет, что упражнения для пения назы­ваются вокальными, а исполнение их — вокальной работой.

Установочное упражнение поется на то­нике, без сопровождения и в сопровождении тонического тре­звучия (только на сильных долях такта). На этом упражнении важно закрепить основные навыки по исполнению этого типа упражнений. Несравненно организованнее и производительнее идет работа, когда учитель меньше говорит, но все показывает по схеме-алгоритму, расположенной на доске или плакате. Внимание детей при этом становится более собранным, а работа про­текает более осознанно.

Вторая часть описанного выше упражнения (легкое стаккато, переходящее в легато) в какой-то степени уже подготовлена предшествующей работой по освоению алгоритма и различных попевок. Труднее, но особенно важно добиться правильного выпол­нения первой части упражнения (первые две доли такта). Ком­бинация — выдох (ух) и вдох (через нос, при закрытом рте) — входит как начальный момент во все без исключения дальней­шие упражнения. Эту часть целесообразно отработать отдельно и с особой тщательностью (следует чаще контролировать ее вы­полнение и в дальнейшем).

Выдох-вдох прорабатываются как одно движение. Выдох (на сильной доле) делается активно и без подготовки. Дети часто рефлекторно делают перед этим вдох. Им надо объяснить, что это — лишнее, так как все равно приходится до конца вы­дохнуть. Но добиваться ликвидации этого рефлекса специально не стоит. Он затормозится сам собой, даже если учитель (или ученик) будет делать перед упражнением специальную подготовку: «приготовились ... начали» и пр. Работа по схеме-алгоритму тем и удобна, что избавляет от всяких лишних приготовлений и наставлений.

С первого шага надо добиваться, чтобы на первом слоге (Ух) дети хорошо открывали рот, а на согласном X продолжали активный выдох, как бы выталкивая остаток воздуха. Хороший глубокий выдох важен для организации певческого дыхания. Если выдох - в какой-то мере произвольное движение, то вдох, наоборот, непроизволен. Поэтому в это звено упражнения (вдох) лучше совсем не вмешиваться. Подсказывать можно только косвенно, например: «закрыли рот...» Про вдох через нос детям не надо напоминать, а то они это начинают делать грубо или шалят. Лучше обратить их внимание на то, как закрывать рот: «сво­бодно, неторопливо, сомкнуть губы и... улыбнуться». При этом показать самому, или на примере тех детей, которым за это тут же можно поставить пятерку в журнал.

После выполнения второй доли такта, которая показывается расслабленным жестом, нужно сделать цезуру, небольшую за­держку дыхания. Целесообразно даже подсказать детям в этом месте: «Отдохните...» И это даже в том случае, когда упраж­нение поется целиком. Тем более так нужно делать при отра­ботке первой его части. «Отдых» нужен для создания тонуса непринужденности и стимулирования «опоры». На первых порах, прежде чем петь упражнение целиком, по­лезно всякий раз отдельно отрабатывать выдох-вдох.

Вторая часть упражнения (staссato, переходящее в leqato) выполняется так, как об этом говорилось выше. Ново здесь только то, что долгий звук нужно протянуть, не прерывая, и «влить» его в следующее ух, с которого упражнение повторяется.

В этом переходе долгого У через тактовую черту заключен «секрет» выработки кантилены. Нельзя допускать, чтобы дети делали перед Ух лишний вдох. Долгое У протягивается целый такт и нужно насытить этот звук динамикой: в начале такта петь активнее, затем постепенно стихая.

Таким образом, все описанные элементы работы и качество их выполнения при­обретают особенно важное значение на этапе перехода к освоению вокально-ладовых упражнений, к систематической тренировке голоса. При этом выявляются новые задачи, в результате решения которых и складываются общие вокальные навыки детей20.