А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
Профессиональная певица и педагог-вокалист А.Н. Стрельникова считает, что органы дыхания проявляют себя в четырех основных функциях: собственно дыхания, разговоре, крике и пении. Пение – самая сложная форма проявления дыхания.
Парадоксальная дыхательная гимнастика, разработанная А. Стрельниковой, сложилась в результате лечения и восстановления певческого голоса. Суть методики заключается в активном, напряженном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного «эмоционального» вдоха происходит как бы сам собой и является результатом вдоха. Самым примечательным является сочетание дыхательных циклов с движением тела.
Во многих методических пособиях распространены рекомендации по дыханию, построенные на представлениях о наиболее благоприятных позах вдоха и выдоха. К примеру, прогибаясь и разводя руки в стороны, необходимо делать вдох, когда грудь и плечи распрямляются, и, наоборот, наклоняясь, следует выполнять выдох. В упражнениях, предложенных А.Н. Стрельниковой, рекомендуется прямо противоположное. Вдох надо выполнять в «неудобных» позициях: при наклонах вперед, с «обниманием» руками, поворотами туловища, приседаниями. Отсюда и название методики - «парадоксальная дыхательная гимнастика».
При выполнении дыхательных упражнений важно соблюдение правил и следующая психологическая установка. Наш предок ежесекундно нюхал воздух: «Кто может меня съесть? Кого я?», как делает каждое дикое животное. Иначе ему не выжить, потому что обоняние может сообщить о спрятавшемся враге или добыче. И мы тренируем вдох предков – естественный вдох предельной активности. Выдох происходит самопроизвольно. И так как равнодушный человек пассивен, наш вдох должен быть взволнованным.
Первое правило.
Думайте: «Гарью пахнет! Тревога!» И не делайте вдох, а шумно, на всю комнату нюхайте воздух, как собака след. Чем естественней, тем лучше.
Объесться вредно, опиться вредно. Почему, делая вдох, раздуться, что есть силы полезно? Это нелогично!
Самая грубая ошибка – тянуть вдох, чтобы набрать побольше воздуха. Вдох должен быть короткий и активный. Думайте только о вдохе. Следите только за тем, чтобы вдох шел одновременно с движением.
Выдох – результат вдоха. И от природы он слабее вдоха. Тренируя активный вдох и самопроизвольный, то есть пассивный, выдох, мы поддерживаем естественную динамику дыхания: сильный вдох – слабый выдох.
Второе правило.
Не мешайте выдоху уходить после каждого вдоха, как угодно, сколько угодно – лучше через рот, чем через нос. Не помогайте ему. И выдох уйдет самопроизвольно. Увлекайтесь вдохом и движением, не будьте скучно равнодушны. Играйте в дикаря, как играют дети, и все выйдет, потому что чем активнее вдох, тем легче уходит выдох.
Невозможно накачать шину, действуя по принципу: пассивный медленный вдох, активный медленный выдох. Следовательно, невозможно по такому принципу наполнить воздухом мельчайшие дыхательные пути легких. А в живой природе все, что не используется, отмирает.
Третье правило.
Накачивайте легкие, как шины, в темпоритме песен и плясок. Все фразы песен и плясок, даже вальсов, идут на 8, 16 и 32 такта. Следовательно, этот счет физиологичен. И, тренируя движения и вдохи, считайте на 4 и 8, а не на 5 и 10. Скучно считать мысленно, про себя, пойте. Куплет «Чижика» - 8 вдохов; припев «Оба мы с тобою правы» - 16 вдохов; куплет «Подмосковные вечера» - 32 вдоха; куплет с припевом – 48 вдохов; два куплета с припевами – 96 вдохов. 96 вдохов по-нашему «сотня». 960 – «тысяча». Норма урока 1000-1200 наших вдохов.
Четвертое правило.
Подряд делайте столько вдохов, сколько в данный момент можете сделать свободно и легко. При плохом самочувствии – по 4, по 8 вдохов, сидя или стоя. Доходите до максимального количества вдохов постепенно. Чем хуже самочувствие, тем чаще делайте гимнастику, но и отдыхайте чаще, тогда определится хорошая норма для оздоровления.
Прежде, чем начать тренировку, наставляла А.Н. Стрельникова, выучите наизусть все четыре правила ее исполнения. Рекомендации автора указывают на то, что регулярные дыхательные упражнения с соблюдением всех правил являются чрезвычайно полезными для профессионалов – певцов, актеров, педагогов, лекторов, они способствуют укреплению и сохранению голоса, «спасают» профессиональных вокалистов при быстрой утомляемости и срывах голоса, образовании певческих узлов на связках, устраняют его осиплость и придают ему яркую звучность. Гимнастика, которая восстанавливает певческий голос, то есть самую сложную функцию, попутно неизбежно восстанавливает функции более простые и, прежде всего, дыхания.
Кроме того, многолетняя практика занятий по парадоксальному методу А.Н. Стрельниковой показала: гимнастика снимает усталость, бодрит, повышает жизненный тонус, улучшает настроение, выводит из депрессии, нормализует волнение, давление и температуру, следовательно, обладает оздоравливающим эффектом. Поэтому метод получил широкое распространение не только в вокальной педагогике, но и в областях здравоохранения, физкультуры и спорта, в клинической и профилактической медицине. Упражнения парадоксальной дыхательной гимнастики врачи сегодня рекомендуют при лечении ринитов, синуситов, отеков легких, бронхиальной астмы, сахарного диабета, лейкемии, гипертонии, сердечных и многих других заболеваний, больным, перенесшим различные операции.
Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, тазобедренный пояс, брюшной пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию всего организма, повышенную потребность в кислороде. Упражнения, основанные на активном коротком вдохе, усиливают внутреннее тканевое дыхание и повышают усвояемость кислорода тканями, а также раздражают ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа со всеми органами. Вот почему парадоксальная дыхательная гимнастика имеет такой необычайно широкий спектр воздействия, помогает при массе различных заболеваний органов и систем. Известные хирурги, отоларингологи, фониатры отмечают великолепный лечебный эффект стрельниковской гимнастики у певцов и актеров с различными заболеваниями голосового аппарата. Улучшая обменные процессы, эта дыхательная гимнастика укрепляет весь организм человека, делает его здоровым. Она полезна всем и в любом возрасте.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание