logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

В процессе музыкально-певческого воспитания школьников

"Владеющий чарами песен, душою владеет любой".

Генрик Ибсен

Известно, что состояние здоровья подрастающего поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства, отражающим не только настоящую ситуацию, но и дающим точный прогноз на будущее. Проблемы сохранения здоровья детей стали на современном этапе особенно актуальными, так как кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у обучающихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. Об этом говорят тревожные факты статистики.

По данным исследователей в настоящее время каждый третий школьник имеет выраженные проявления нарушений в нервно-психическом здоровье, сказывающиеся в познавательной деятельности или в поведении. В современной школе более 20% учащихся дезадаптированы, более 50% – дети группы риска, у многих наблюдаются астенические и невротические реакции. Рост числа детей с легкими отклонениями в психофизическом развитии не может не сказываться на процессе обучения в массовой общеобразовательной школе. Данный факт побуждает к решению актуальной задачи - разработке и активному использованию педагогических технологий, нацеленных на охрану, профилактику и коррекцию здоровья учащихся.

Несомненно, в решении этой важной задачи существенную роль и значение должно приобрести систематическое приобщение детей к художественной культуре и искусству, в особенности музыкальному, по природе своей обладающему полифункциональными преобразующими свойствами. Правомерно утверждать, что музыка - это ключ к душе человека, исключительное средство психофизиологического воздействия. «Значение музыки в школе, - подчеркивал Д.Б. Кабалевский, - далеко выходит за пределы искусства. Так же как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира»1.

Здесь закономерно возникает ряд вопросов. Каким же образом реализовать высокое социально-преобразующее предназначение музыкального искусства в школе? Какое место в ряду современных методов музыкального образования в наше сложное, динамичное, информационно насыщенное, психологически неустойчивое время должны занимать музыкально-терапевтические методы, приемы и технологии, направленные на регуляцию здоровья учащихся? На какие категории школьников должно быть направлено музыкально-терапевтическое воздействие?

Для начала отметим, что музыка располагает огромными возможностями в оказании арттерапевтического воздействия на человека, снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния в целом, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности, ее волевых проявлений. Давно было замечено, что музыка может успешно взаимодействовать с сознанием человека, проникать в область бессознательного через стимуляцию различных эмоциональных состояний.

Интерес к музыкальной терапии и механизму ее воздействия на человека существенно возрос во второй половине XX века в связи с научно-техническим прогрессом, а именно, с появлением высокотехнологичных и компактных аудиовизуальных средств и новой медицинской техники, которая дала возможность для более корректного изучения физиологических реакций, возникающих в организме в ответ на музыку. Исторически (во многом стихийно) сложившийся музыкально-терапевтический опыт в настоящее время активно переосмысливается с позиций современной науки и практики.

Сегодня музыка широко применяется для лечения пациентов, чьи проблемы связаны с подавленным эмоциональным состоянием, стрессами, аффектами. Клиническая практика показывает, что их преодолению способствует специально подобранная и педагогически направленная музыка. Вступая в диалог с чувствами человека, она помогает не только расширить и обогатить спектр его эмоциональных состояний, но и осознать собственные переживания, а значит, в определенной мере препятствовать процессу невротизации. Современными исследователями уже разработаны и апробированы (в основном в медицинских учреждениях!) различные музыкально-терапевтические методики.

Исследуя природу музыкальной психотерапии и обобщая данные разных школ и направлений, В.И. Петрушин выделил следующие возможности применения музыки в психотерапевтических целях:

- эстетизация и гармонизация среды;

- содействие развитию коммуникативных актов;

- развитие творческого воображения и фантазии;

- релаксация психологического тонуса;

- расширение и развитие эмоциональной сферы;

- развитие чувства коллективизма;

- развитие эстетических потребностей2.

В последние годы опыт музыкально-ориентированной терапии начал активно экстраполироваться в образовательную практику. В общеобразовательных учреждениях музыка стала не только постигаться учащимися на учебных занятиях, но и активнее применяться (в основном специалистами-психологами) в лечебных или коррекционных целях (через психосоматическое воздействие музыки, в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма, и ее психотерапевтическое воздействие, в процессе которого осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии и психоэмоциональном состоянии детей).

Основными показаниями для применения музыкотерапии в общеобразовательных учреждениях являются следующие проблемы учащихся:

Для решения этих проблем специалистами используется возможность корреляции музыки и определенного психологического состояния ребенка. В зависимости от того или иного душевного состояния учащегося она приобретает индивидуально-личностный характер. Поэтому такого рода деятельность практикуется, как правило, школьными психологами в отношении детей с явно выраженными отклонениями в психофизическом развитии. Не отрицая важности коррекционной музыкально-терапевтической работы с детьми с проблемами в развитии, хотелось бы подчеркнуть роль и значимость музыкальной терапии в сохранении здоровья учащихся.

Здесь следует говорить о необходимости включения приемов музыкальной терапии непосредственно в процесс школьного музыкального образования. Однако, как показывает практика, современные педагоги-музыканты общеобразовательных учреждений не готовы к осуществлению музыкально-терапевтической деятельности в силу неосведомленности в данной области. Программами профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования до сих пор не предусматривается освоение основ музыкотерапии, хотя необходимость в этом очевидна.

Данный факт побудил нас к поиску возможностей для компенсации этого недостатка. На факультете искусств Курского государственного университета уже десять лет ведется профессиональная подготовка будущих педагогов-музыкантов. Как показывает практика, бόльшая часть выпускников работает впоследствии в учреждениях общего и дополнительного образования детей, и музыкально-образовательная деятельность многих из них сопрягается с работой с творческими детскими музыкальными коллективами (чаще всего, вокально-хоровыми), что предполагает использование широкого арсенала музыкально-педагогических методов и приемов.

Исходя из данной посылки, для студентов, обучающихся по специальности «Музыкальное образование», был разработан учебный курс «Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников» (СММПВШ), включенный как вузовский компонент в цикл основных профессиональных дисциплин. Его содержание предусматривает освоение тех авторских методик развития голоса, которые не только раскрывают возможности интенсивного и продуктивного решения задач музыкально-певческого воспитания детей, но и имеют ярко выраженный здоровьесберегающий характер. При создании этого курса мы исходили из следующих положений.

1. Музыкально-певческое воспитание является неотъемлемой частью процесса формирования музыкальной культуры школьников. Ведущее место в этом процессе принадлежит хоровому пению – на сегодняшний день основному средству массового приобщения детей и подростков к музыкальному искусству.

2. Вокально-хоровое исполнительство как вид музыкального творчества в наибольшей мере приемлем для решения задач общего музыкального образования, стоящих перед школой. Следовательно, одна из актуальных задач музыкальных занятий с детьми, в каких бы общеобразовательных учреждениях, условиях и формах они не проводились, - научить каждого ученика владению певческим голосом, который поначалу бывает не всегда податливым и гибким.

3. Способность к пению естественна для каждого здорового человека, как и способность к речи. Однако говорить учат всех детей, а петь – сравнительно немногих. В результате мы часто наблюдаем неспособность управления своим голосом. Но этот фактор поддается исправлению и развитию.

4. «В школьном хоре могут органически сочетаться как фронтальное воздействие руководителя на учащихся, так и индивидуальный подход, влияние на каждого участника коллектива… Участвуя в коллективном исполнении, вместе переживая красоту музыки, участники классного или школьного хора влияют друг на друга, способствуя активности восприятия, творческому отношению к музыкальным занятиям. Сопереживание одних и тех же образов, настроений, чувств, заложенных в произведении, усиливает воздействие музыки на каждого. Коллективность музыкального действия, совместность индивидуальных музыкально-эстетических переживаний, ответственность каждого за общее дело – все эти качества присущи хоровому пению как виду музыкально-исполнительской деятельности»3.

5. Важен еще один момент, о котором писал в своих методических работах А. Карасев: «Пению должно быть оказано преимущество перед другими искусствами, главным образом, потому, что при других искусствах народ является только пассивным слушателем и созерцателем; здесь же он имеет возможность проявить активное участие…»4.

6. Хоровое исполнительство выполняет многофункциональную роль, позволяя комплексно решать разнонаправленные музыкально-педагогические задачи. При пении развивается опорная музыкальная способность - музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический, ладовый и т.д.). С особой силой развивается способность слышать и воспринимать все богатство музыкального многозвучия. Благодаря пению формируются навыки слухоголосовой координации, и соответственно, чувство строя, чистота интонирования; четкая дикция и внятная артикуляция, певческое дыхание и звукоизвлечение, приемы атаки и фонации звуков; общая музыкальность, эмоциональность и выразительность исполнения.

В опоре на данные положения формировалось содержание курса СММПВШ. В него вошли широко зарекомендовавшие себя в музыкально-образовательной практике методические системы: А. Стрельникова «Парадоксальная дыхательная гимнастика», Д.Е. Огороднов «Комплексное музыкально-певческое воспитание», Г.А. Струве «Хоровое сольфеджио», В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития голоса», В. Хачатуров «Детское эстрадное пение» и др. Освоение студентами этих систем позволяет расширить известный им арсенал традиционных методов музыкального образования, овладеть различными приемами музыкотерапии, реализуемыми в контексте музыкально-певческой работы с учащимися.

Так, например, цикл упражнений парадоксальной дыхательной гимнастики, разработанный А. Стрельниковой, открыл новые возможности для педагога-музыканта в решении задач оптимального физиологичного освоения певческих навыков, а также сохранения и укрепления здоровья детей (исследования показали, что систематическое выполнение предложенных дыхательных упражнений способствует укреплению иммунной системы организма, нормализации кровообращения, мозговых функций, давления, сердцебиения, профилактике органов дыхания и т.д.).

Фонопедический метод (ФМРГ), разработанный В.В. Емельяновым, приобрел сегодня широкую известность в музыкально-образовательной среде, благодаря тому, что основан на критериях физиологической целесообразности, энергетической экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Упражнения ФМРГ выполняют определенную терапевтическую функцию. Являясь подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе, они стимулируют мышцы, принимающие участие в голосообразовании. В силу того, что упражнения исходят из различных уровней голосовой активности (доречевого, речевого и певческого), педагог-музыкант, осваивая их с учащимися в определенной последовательности, проявляет заботу о сохранении детского голосового аппарата, здоровья в целом, одновременно добиваясь высококачественных исполнительских результатов при наименьших энергетических затратах.

Методика комплексного музыкально-певческого воспитания (КМПВ) Д.Е. Огороднова также имеет исключительное значение, поскольку она тесно связана не только с наиболее актуальными вопросами педагогики, психологии, других смежных наук, но и с проблемами общих и част­ных методик в музыкальном образовании и воспитании, а также с острейшими проблемами здоровьесбережения. Автор данной методики акцентирует внимание на том, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, которая является материаль­ной основой мышления. Оно, в свою очередь, обеспечивает высокую вокально-речевую культуру каждому исполнителю - эту основу музыкального и общего гармонического развития личности.

Воспитание музыкального ладового и метроритмического чувства, писал Д. Огороднов, связано с развитием способности нервной системы к тончайшему регулированию процессов возбуждения и торможения (а вместе с тем и других внутренних процессов), протекающих в организме. Эта способ­ность лежит в основе всякой дея­тельности, в основе поведения человека. Следовательно, не должно подлежать сомнению, что систематическое музыкально-певческое воспитание оказывает благотворное влияние и на физическое здоровье детей. На биологическом и социальном уровнях развития можно говорить о том, что качество закономерно переходит в количество.

Методическая система «Хоровое сольфеджио» Г.А. Струве направлена на развитие основных музыкальных задатков ребенка: качество, состояние голоса и владение им; двигательные задатки и навыки, пластичность движений; метроритмическое чувство; ладовое чувство; чувство музыкальной формы; интонацию; эмоциональную отзывчивость; сообразительность как показатель уровня общего развития и др. Все они имеют прямое отношение к регулированию функций организма и осуществлению полноценной жизнедеятельности детей.

На пике современной популярности эстрадного пения В.Х. Хачатуровым была разработана система упражнений для детей, исходящая из особенностей субъективного восприятия ими собственного голоса, его подражательной функции (бессознательное детское пение основывается на подражании звукам природы). Поэтому многие вокальные упражнения, предложенные автором, опираются на ассоциативный и жизненный опыт ребят, а освоение с ними навыков эстрадного пения осуществляется по принципу «понять-осознать-сделать». Природосообразность предлагаемых вокальных упражнений обеспечивает охрану детского голоса, регулирование физического, психического и духовно-нравственного состояния начинающего певца. Следовательно, они эффективно выполняют музыкально-терапевтическую функцию.

Изучение различных методических систем и наши многолетние наблюдения опыта детского музыкально-певческого воспитания, зачастую вступающие между собой в противоречие в плане сохранения и профилактики детского здоровья, позволили сделать вывод о необходимости широкого внедрения различных здоровьесберегающих технологий в массовую музыкально-педагогическую практику, к чему следует готовить будущих педагогов-музыкантов уже с первой ступени их профессионального образования.

При этом мы склонны рассматривать существующие системы музыкально-певческого воспитания и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одной из самых перспективных образовательных систем XXI века; и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников на занятиях музыкальным искусством без ущерба для их здоровья; и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся.

Практика доказала, что курс СММПВ является существенной составляющей содержания подготовки будущих педагогов-музыкантов, т.к. обеспечивает освоение эффективных методических систем и приобретение студентами инновационного опыта детского музыкально-певческого воспитания, мотивирует активное внедрение различных здоровьесберегающих технологий в массовую музыкально-педагогическую практику.