Начальные упражнения для голоса
Настройка голоса начинается с пения упражнений закрытым ртом на одном звуке. Затем следуют упражнения для пения с открытым ртом. Существует много вариантов упражнений для тренировки голоса. Но главное здесь не то, какие эти упражнения по своей мелодической или метроритмической структуре, а как их петь, каким звуком. Для этого и нужен хороший вокальный слух педагога.
Один из комплексов упражнений предназначен для настройки певческого голоса на начальном этапе обучения:
Сначала эти упражнения рекомендуется исполнять звуком минимальной силы на удобной для данного певца гласной. Каждый звук при пении staccato сопровождается толчком диафрагмы изнутри по горизонтали во все стороны, а при пении legato — мягким погружением по вертикали вниз, если мелодия идет вверх. При движении мелодии вниз следует стремиться к сохранению вокальной позиции первого верхнего звука.
Повышая упражнение по полутонам, нужно следить за чистотой интонирования, легкостью и свободой звукообразования. При появлении признаков напряжения в голосе следует понизить тон. Подбирая различные комбинации гласных и согласных, нужно найти такое их сочетание, которое ему удобно петь и при котором получается наилучшее звучание голоса данного ученика.
Пение staccato способствует активизации краевого смыкания голосовых связок, интонационной точности, т. е. без «подъездов» в момент атаки звука и при переходе со звука на звук, активизирует работу диафрагмы. При последующем пении этого же упражнения legato следует добиваться того же.
Начиная упражнение сверху вниз, легче добиться сглаживания переходов между голосовыми регистрами, особенно при небольшой силе звука.
Большинство упражнений следует обязательно вокализировать, т. е. распевать какой-либо гласный, особенно хорошо звучащий. Сольфеджирование помогает улучшить дикцию, оно полезно для развития слуха и навыка чтения нот.
Тренировочные упражнения необходимо подбирать строго индивидуально, в зависимости от достоинств и недостатков голоса ученика.
Первые занятия желательно проводить ежедневно понемногу, не допуская признаков усталости. Наиболее значительные результаты получаются при организации занятий несколько раз в день по 10-15 минут.
Очень важно создать на занятии спокойную, доброжелательную обстановку, не отвлекающую певца от тренировки, певческие задания должны быть всегда понятны ученику.
В конце урока педагог обязан дать четкое задание ученику для самостоятельной работы дома, не допуская при этом никакой неясности. Домашнее задание должно вытекать из содержания урока и закреплять его материал. Необходимо регламентировать объем и сложность упражнений. На следующем уроке учитель обязательно должен проверить выполнение домашнего задания. Постепенно домашние задания должны усложняться. В процессе обучения ученики обретают самостоятельность, учатся настраивать свой голос и распеваться перед уроком, разучивать новые произведения, отрабатывать элементы техники, добиваться художественной выразительности исполнения.
Как на уроке, так и в самостоятельной работе целесообразно использовать возможности современной звукозаписывающей аппаратуры, хотя бы простого магнитофона. Любой человек, впервые услышав запись своего голоса на магнитофоне, удивится, так как сам себя он слышит совсем иначе. Поэтому ученику полезно услышать свой голос таким, какой он есть на самом деле, а не таким, каким он ему кажется.
Магнитофонная запись поможет оценить:
подлинное качество тембрового звучания голоса;
чистоту интонирования;
разборчивость дикции;
общую художественность исполнения;
зафиксировать звучание голоса в любой нужный момент;
сделать документальную запись голоса на различных этапах обучения и оценить качественные изменения его звучания в результате обучения.
В певческой практике магнитофон нередко используется для настройки певческого голоса. Достаточно послушать звучание голоса хорошего вокалиста в течение 10-15 минут, чтобы почувствовать готовность к пению.
Особенно эффективно прослушивание записи разучиваемого произведения в исполнении певца, чей голос по типу соответствует голосу слушающего. В этом случае происходит непроизвольная настройка голоса на уровне подсознания. Мозговые процессы при этом активизируются по принципу резонанса, что повышает мышечный тонус голосообразующей системы в целом. Слуховое восприятие звучащего эталона, внутрислуховое представление (беззвучное подпевание) положительно отражается и на последующем воспроизведении.
Таким образом, настройка голоса может осуществляться разными способами:
при помощи педагога по определенной системе тренировочных упражнений;
при самостоятельной работе, выполняя задания педагога;
с помощью записи на магнитофон, что усиливает слуховой самоконтроль ученика;
с помощью прослушивания эталона звучания для данного ученика.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание