Первая хоровая ступень (дошкольники)
План занятий подготовительного хора по этому разделу хорового сольфеджио может выглядеть следующим образом: а) понятие о высоких и низких звуках; б) ручные знаки и пение "по руке"; в) воспитание навыков пения двухголосия (унисон с элементами двухголосия, простейшие двухголосные каноны).
Рис. 2. Ручные знаки.
Ручные знаки (см. рис. 2) устойчивых ступеней как бы выражают их характер: наиболее устойчива I (кисть руки, сжатая в кулак), более спокойна III (рука ладонью вниз) и V (открытая ладонь, обращенная к преподавателю). Неустойчивые ступени изображаются ручными знаками, фиксирующими внимание на направлении их тяготений: II (рука с открытой ладонью под углом 45° к полу), IV (рука сжата в кулак, указательный палец направлен вниз), VI (кисть руки расслаблена, пальцы свободно свисают вниз) и VII (рука сжата в кулак, указательный палец направлен вверх).
Мы разделяем освоение ступеней на четыре этапа.
Сначала осваиваем первые три ступени мажорного лада.
Руководитель поет и показывает правой рукой. Упражнения записаны в до мажоре, но петь их можно в разных удобных для данной группы тональностях. Например, си мажор, си-бемоль мажор и т.д. с названием ступеней: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь.
Руководитель показывает:
Дети повторяют.
Это упражнение-игра "Музыкальное эхо"". Дети должны прислушаться и запомнить попевку, точно ее повторить голосом с движением правой руки. Те дети, которые спели попевку правильно, могут стать "помощниками" руководителя и таких "помощников" может быть несколько. В этом случае образуется цепочка: руководитель, первый помощник, второй помощник и т.д. плюс вся остальная группа. Сочетания из трех ступеней самые различные.
Необходимо стремиться к исполнению "Музыкального эха" без задержки по цепочке: руководитель, первый помощник, второй помощник, группа. Все упражнения проходят с использованием ручных знаков. Обращаем внимание детей на тяготение второй ступени ("два") неустойчивой к первой устойчивой. Объясняем детям, что третья ступень ("три") тоже устойчивая, но первая "самая устойчивая".
В упражнениях появляются новые задачи: скачки от III к I и от I к III ступени.
Задачи усложняются, теперь вместе с показом ручных знаков разучивается попевка "Андрей-воробей".
Попевки могут быть разные, чем разнообразнее, тем лучше. Необходимо их петь с одновременным показом ручных знаков. Можно придумать несколько мелодических вариантов попевок для каждого текста.
Следующий этап: к трем ступеням прибавляется седьмая нижняя ступень, с появлением которой подчеркивается устойчивость первой ступени.
На основе тяготения двух неустойчивых ступеней II и VII к I поются упражнения со скачками от II ступени к VII и наоборот.
Уже на этом этапе группа делится на две части для пения двухголосных упражнений. За одной половиной группы закрепляется левая рука, за другой правая. Левая и правая половины группы поочередно повторяют попевки.
Затем в конце попевки последняя нота задерживается на целый такт, в это время вторая половина группы повторяет попевку. Похожий прием применяется при пении другого упражнения: двумя руками (каждая рука для своей части группы) показывается сначала унисон.
Затем поочередно, то правая, то левая рука фиксирует вторую ступень, в то время, как другая рука фиксирует первую ступень.
Тональности меняются в зависимости от "примарной зоны" данной группы. Постепенно "примарная зона" расширяется обычно в диапазоне от си-бемоль мажора до соль мажора.
После того, как три ступени хорошо усвоены и поются детьми в различных сочетаниях, диапазон упражнений расширяется до квинты.
Раз, два, три, четыре, пять…
На следующем этапе прибавляется VI ступень ("шесть"). Кроме упражнений все больше и больше поется песен с применением ручных знаков. Берем для примера песню "Алфавит" Г. Струве (см. нотное приложение 1), которую разучиваем по частям.
Можно сразу же после хорошего усвоения первой части спеть ее «со словами» - буквами: А, бэ, вэ, гэ, дэ… Продолжать следующие части песни разучивать по этому методическому принципу: а) с ручными знаками, б) с названиями букв алфавита при одновременном фиксировании ручными знаками.
Также по частям по такому же принципу разучивается канон «Братец Яков» (хоровой вариант см. в нотном приложении 2). Для лучшего усвоения канона и развития навыков двухголосия можно спеть вместе первую часть и третью, третью и вторую, вторую и четвертую. Части поются вместе произвольно.
Необходимо обратить особое внимание на третью часть, более сложную для показа ручными знаками из-за ритмического рисунка шестнадцатыми. Для чего необходимо спеть эту часть медленно, постепенно сдвигая до необходимого темпа. После того, как вся мелодия "Братец Яков" усвоена детьми, песня поется каноном22: второе вступление с третьего такта.
Подготовительные упражнения для перехода к пению по нотам даются сначала в объеме пяти первых ступеней. "Нотным станом" служит левая рука поющего, а указательный палец правой руки показывает местонахождение звуков. Например:
Когда по вашей руке поют несколько человек или хор, левая рука обращена к поющим.
Дети вслед за руководителем показывают на этом импровизированном нотоносце местонахождение различных звуков.
В нашей практике мы разделяем освоение ступеней на четыре этапа, так же, как это было при показе ручными знаками.
Первый этап: самые простые упражнения в пределе трех звуков:
Второй этап: к трем ступеням добавляется седьмая.
Третий этап: добавляется еще две ступени IV и V.
Наконец, четвертый этап: вводится VI ступень.
Для укрепления ладового слуха проводятся упражнения, при которых поются отдельные ступени с повторением на октаву выше или ниже. При этом вновь употребляются ручные знаки.
Эти же упражнения поются с глиссандо между звуками.
Упражнения на октаву с последующим разрешением:
По этому же принципу поются двухголосные упражнения:
Мы проводим с детьми первого года обучения различные музыкальные игры, цель которых развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Вот некоторые примеры.
"Музыкальная команда" из шести-восьми детей вызывается на середину перед хором. У руководителя мяч, который он поочередно бросает каждому из участников команды и одновременно поет какую-нибудь попевку со словами, например, «Солнышко, солнышко».
Ребенок, которому брошен мяч, должен поймать его (сделать это просто, так как мяч бросается с близкого расстояния) и тут же бросить его руководителю, одновременно повторив попевку. Затем игра продолжается, мяч бросается следующему члену команды, при этом поется продолжение попевки:
Правильно или неправильно повторяет попевки каждый участник команды, это отмечает "комиссия" из остальных хористов. После всех ответов подсчитывается количество очков данной команды, а на ее место выходит следующая "музыкальная команда".
С каждым новым проведением игра усложняется. Теперь поются короткие мелодии без слов, но с названием нот:
После того, как один ребенок повторил попевку, другому предлагается спеть ее продолжение:
Игра достигает своей кульминации тогда, когда вместо руководителя роль ведущего поочередно исполняют дети и сами придумывают попевки как с текстом (допустим: "Дождик, дождик, лей сильней"), так и с названием нот.
А вот другая музыкальная игра в дирижера и в "живые ноты". Хор делится сначала на три, а затем на четыре и даже пять групп ("нот"). Каждая поет только одну ноту. Если три группы, то это "до", "ре", "ми". Если пять групп, то от "до" до "соль". Дирижер (один из детей) руководит "нотами": даст знак рукой первой группе — поется "до", покажет второй — поется "ре" и т. д. От дирижера зависит, в какой очередности должны звучать "ноты". Дирижеры часто меняются (сначала самые способные дети, затем остальные). Меняются и группы детей с тем, чтобы каждый ребенок мог пропеть не только устойчивые ступени (до, ми, соль), но и более трудные неустойчивые (ре, фа, ля, си).
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание