Развитие чувства ритма*
На первой же хоровой ступени развитию чувства ритма у учащихся уделяется серьезное внимание. Не проводя специальных занятий по ритмике, мы вводим ритмические упражнения, включающие движение, марширование, элементы танца. Кроме того, проводятся различные несложные упражнения на имеющихся ударных инструментах: кубиках, звоночках, треугольниках, барабанах, бубнах, металлофонах и др. Для этой цели также служат руки и ноги детей.
Все ритмическое воспитание, все упражнения подчинены основной цели правильному ритмическому восприятию детьми изучаемого или слушаемого музыкального материала, а также воспитанию у них навыков ритмического аккомпанемента. Возможны различные варианты ритмического аккомпанемента: дети аккомпанируют на музыкальных инструментах (фортепиано, металлофон, блок-флейты и т. д.) хормейстеру, поющему знакомые песни; одна группа учащихся аккомпанирует другой.
Большую помощь в освоении ритмических групп оказывают ритмические слоги; они удобны в вокальном отношении, их можно не только читать, но и пропевать, фиксируя в сознании учащихся тот или другой ритмический рисунок не только ритмически, но и звуковысотно:
Приемом, подкрепляющим работу, проводимую с помощью ритмических слогов, может быть метрическая четвертная пульсация при помощи равномерного отстукивания** Четвертная пульсация основная, особенно на начальном этапе, но она не исключает другой ритмической пульсации скажем, восьмыми (тогда правая рука отстукивает шестнадцатые) или половинными, например 3/2 (правая рука отстукивает четверти) и т. д. Четвертная пульсация отстукивается ладонью левой руки, а ее дробление (сначала на восьмые, а затем и на триоли) указательным или средним пальцем правой руки. В это время ритмический рисунок воспроизводится голосом.
Этот же прием важен при проведении устных музыкальных диктантов и при музыкальном анализе прослушиваемой музыки. Прием отстукивания незаменим при чтении с листа и любого чтения нот с абсолютной сольмизацией. Необходимость в пропевании ритмических слогов и в отстукивании со временем отпадает, и на смену им приходят дирижерские схемы. По плану занятий хорового сольфеджио, проводимых в хоровых студиях, дирижерская схема появляется лишь на третьей хоровой ступени (для многих детей это 3—4-й год обучения в студии, при этом учитываются иногда 2—3 года занятий в дошкольной группе). Сначала учащиеся правой рукой дирижируют, а левой (одним пальцем) отстукивают дробление основного метроритма (четвертями, восьмыми, триолями и т. д.). После того, как хормейстер убедится в освоении дирижерской схемы, отстукивание левой рукой отменяется.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание