logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио

Большую помощь в детском хоровом исполнительстве может оказать комплекс методических приемов и упражнений, получивший название «хоровое сольфеджио». На наш взгляд, хоровое сольфеджио должно быть неотделимо от хоровых занятий. Систематические занятия хоровым сольфеджио являются безусловным фактором развития музыкальной грамотности участников хорового коллектива, обогащения их музыкального кругозора и расширения исполнительских возможностей детского хора. Практика показывает, что для решения обозначенных задач достаточно уделять хоровому сольфеджио 15-20 минут на каждом хоровом занятии. Элементы хорового сольфеджио также успешно и продуктивно «работают» в рамках уроков музыки, вероятно, поэтому в содержание ряда современных учебных программ по музыке для ООУ прочно вошли такие методические приемы хорового сольфеджио, как «релятивная система сольмизации» и «рука – нотный стан».

Следует отметить, что эффективная методическая система «хоровое сольфеджио» известного музыканта, педагога, композитора, народного артиста России Г.А. Струве приобрела широкую известность не только у нас в стране, но и за рубежом, благодаря оригинальным наглядным музыкальным упражнениям, имеющим форму занимательной игры. Многие специалисты, обратившиеся к данной системе в ходе работы с детским хоровым коллективом, отмечают, что занятия по предложенной методике способствуют активному развитию музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, гармонического слуха, координации, творческих способностей ребенка. В каком же возрасте целесообразно начинать эту работу с детьми? Вот как отвечает на поставленный вопрос Г.А. Струве21.

Психологами давно установлено, что возраст 2-5 лет самый благоприятный для интенсивного, творческого развития ребенка. Никто уже не спорит, что учить грамоте и счету нужно до школы, но, к сожалению, мало кто убежден в необходимости и раннего музыкального образования. Несмотря на то, что в детских садах накоплен определенный положительный опыт, музыкальные занятия там носят скорее развлекательный характер, поэто­му результаты такой работы нас полностью удовлетворить не могут. Не у всех выпускников детского сада развит музыкальный слух, среди них есть "гудошники", — дети, не координирующие голос со слухом, почти никто из детей не знаком с основами музыкальной грамоты.

Считается, что этим должна заниматься школа, но практика показывает: хотя бы на элементарном уровне музыкальным образованием не занимаются ни в начальной, ни в средней школе. А ведь развитие слуха, музыкальной памяти, координации между слухом и голосом все это в огромной мере способствует общему развитию, здоровью ребенка, становлению полноценной творческой личности. И наоборот, неразвитость музыкального слуха, неумение правильно спеть ту или иную песню, создают различные комплексы у детей. Попав в категорию тех, кому якобы "медведь на ухо наступил", ребенок либо замолкает вообще, либо начинает петь громче других, вызывая недовольство окружающих.

Многие дети, став взрослыми, так и не научившись петь, сохраняют свою неприязнь к музыке. Музыка не дала им радости, на занятиях они чувствуют себя ущербными, "белыми воронами", и для многих это ощущение отразилось на их характере, отсюда отрицание значения музыки вообще.

Природа одарила всех по-разному, правильное интонирование мелодии - эта способность есть у всех физически здоровых детей. Просто каждый требует к себе различного подхода: кто-то усваивает все налету, и работать с такими одно удовольствие; для достижения успеха у других надо приложить немало усилий; третьи требуют длительной, кропотливой работы без быстрых результатов. Но решить проблемы музыкального слуха и его координации с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте. И мы знаем сотни примеров, когда у опытных педагогов сто процентов детей развивают свой музыкальный слух и голос.

Во всех этих случаях большую помощь педагогам-музыкантам может оказать оригинальная методика по освоению музыкальной грамотности (развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма и т. д.) хоровое сольфеджио. Эта методика состоит из игровых наглядных упражнений, имеющих простую, доступную форму для ребенка, с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному

В упражнениях хорового сольфеджио объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Вот, например, ручные знаки. Сжатый кулачок — поется "раз", кисть вверх — "два", рука ладонью низ — "три". Для ребенка это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что "два" выше чем "раз", три" выше чем "два". Сначала дети только ноют и считают, позже они узнают, что это ступени мажорного лада.

Такие систематические упражнения с ручными знаками, а дальше пение по руке (рука как "нотный стан") интенсивно развивают координацию между голосом и слухом, при этом закладываются основы ладового слуха. От простых попевок игры-упражнения ведут к песне. При разучивании песен мы преследуем две цели: выучить саму песню и развить навык пения по ручным знакам. Тем самым мы развиваем общую музыкальную грамотность и постепенно готовим детей к будущему пению по нотам.

Занятия по предлагаемой методике могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, надо найти "примарную звуковую зону", удобную для всех детей группы, для чего подобрать подходящую тональность, при этом не надо бояться низких регистров.

На каждом занятии необходимо значительное время уделять пению без сопровождения, что активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, дети начинают лучше петь в унисон.

Пение без сопровождения как методический прием, дает большой положительный результат в развитии музыкального слуха детей. При пении с сопровождением фортепиано часто дети себя не слышат и начинают «гудеть». Таким образом, руководитель сам, не желая того, плодит "гудошников", исправлять которых впоследствии очень трудно. Даже те песенки, которые поются с фортепиано, полезно пропеть с детьми без сопровождения в нескольких удобных тональностях. Важной задачей музыкального образования дошкольников мы считаем воспитание навыков пения простейшего двухголосия. Эта работа по нашему мнению имеет огромное значение в музыкальном развитии детей, должна начинаться как можно раньше (активно в пять—шесть лет) и продолжаться в начальной школе.

Методика составлена таким образом, чтобы каждого ребенка научить петь не только первым голосом, но вторым. Для чего группа условно делится на две части и каждая половина поет двухголосные упражнения то первым, то вторым голосом.