Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
План занятий хора второй ступени может выглядеть так: а) тон и полутон; диез, бемоль, "столбица"; строение мажорного лада, строение минорного натурального ряда; мажорное и минорное трезвучия; "хоровой веер"; б) Т — S —Д (тоника, субдоминанта, доминанта).
Важнейшим этапом в развитии музыкального слуха у детей является интонирование и определение на слух тона и полутона. Сначала поются упражнения без каких-либо объяснений с употреблением ручных знаков.
Полутоны показываются указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак, небольшое движение вверх — полутон вверх; небольшое движение вниз — полутон вниз.
По этому же принципу построено двухголосное упражнение в квинту, где верхний голос поет пятую и шестую ступень, а нижний — первую и вторую.
После практического усвоения подобных упражнений легко объяснить детям разницу между тоном и полутоном. Для наглядности также употребляем показы рукой. Тон вниз - ладонь повернуть книзу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз.
Тон вверх — ладонь повернуть кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх (если нужно спеть еще один тон вверх или вниз, каждое движение повторяется).
Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.
Руководитель играет звукоряд. А дети поют и показывают рукой "Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон"
Теперь уместно рассказать детям о знаках альтерации: диезе и бемоле.
Диезы "по руке" фиксируются поднятием кисти правой руки вверх:
Бемоли опусканием кисти правой руки вниз:
Первое знакомство с диезами и бемолями при пении "по руке" даются на основе до мажорного лада. Даются такие упражнения, в которых с появлением знаков альтерации еще больше усиливается тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым23:
Для лучшего усвоения мажорного и минорного лада мы используем болгарскую "столбицу". На "столбице" большими черточками отмечаются устойчивые ступени, меньшими неустойчивые; расстояние между ступенями образующими тон, в два раза шире, чем между ступенями образующими полутон.
С правой стороны у каждой черточки можно расположить слоговые обозначения нот, слева мы добавляем для наглядности цифровые обозначения ступеней.
Например, ре-мажор:
Минор (натуральный) также легко усваивается по "минорной столбице", которая сравнивается с мажорной. Дети поют: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Педагог играет или показывает указкой по столбице.
Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора.
Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI,I, III мажора; в миноре это I, III, V ступени.
Применение столбицы укрепляет навыки пения двухголосия. Для исполнения двухголосных упражнений берутся две указки разного цвета, например, белая и синяя. Белая указка показывает первый голос, синяя второй.
Сначала по "столбице" поются упражнения с поочередным движением голосов.
Затем самые различные сочетания из устойчивых и неустойчивых ступеней.
Очень важно, чтобы дети на слух определяли разницу между мажорным и минорным трезвучием. Для этой цели сравниваются трезвучия одноименного мажора и минора (до мажор — до минор, ре мажор — ре минор и т. д.).
Здесь применяется прием пения по руке, где наглядно дети видят изменение терции трезвучия. Мы обращаем внимание детей на "светлое" звучание мажорного трезвучия и более "темное" звучание минорного.
Руководитель играет на фортепиано мажорное или минорное трезвучие, а дети пропевают его сначала на какой-либо слог (ля, лю, лё и т. д.), затем с названием нот.
Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, можно использовать методический прием под названием "хоровой веер". Для чего сначала хор делится, например, на три группы: первая, вторая, третья.
Упражнение пропевается мелодически с ручными знаками или по "руке".
Затем "веер" раскрывается. Первая группа держит нижнюю ноту, а вторая и третья переходят на следующую; затем вторая группа остается на данной ноте, а третья поднимается на следующую ступень.
По принципу "хорового веера" можно музыкально поздороваться и попрощаться с руководителем или друг с другом.
Сочетание ступеней при использовании приема "хорового веера" могут быть самые разнообразные. Например, поется сначала мелодически такая попевка:
Затем применяем принцип "хорового веера".
При очередном раскладывании "веера" группы желательно менять. Например, та группа, которая пела первый голос, может спеть третий; третья второй, вторая первый и т. д.
Уже в дошкольный период необходимо развивать у детей гармонический слух. Первое условие для развития гармонического слуха это умение петь свой голос при одновременном восприятии другого голоса. Усвоив разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада, дети хорошо воспримут понятие — тоника и тоническое трезвучие.
Но вот дети замечают, что пятая ступень устойчивая в тоническом трезвучии, в других сочетаниях активно тяготеет к первой ступени тоники. Поются упражнения, которые подчеркивают это тяготение.
Мы объясняем детям, что на пятой ступени строится доминантовое трезвучие, и сразу же даем на слух примеры, где сочетаются Т и Д.
Для определения на слух Т — S — Д, рисуются карточки с их буквенным и цифровым обозначением:
Т — I, S — IV, Д — V (желательно карточки разного цвета);
Т — синяя, S — зеленая, Д — красная.
При смене функции дети поднимают ту или иную карточку.
Сначала приводим примеры, где сочетаются Т с Д, а дети должны поднять нужную карточку.
По этому же принципу даются примеры на сочетание Т и S.
А затем сочетание всех трех функций. (Русская народная песня "Во поле береза стояла").
Теперь, зная и определяя на слух все основные гармонические функции, находим их в уже разученных песнях.
Для общего музыкального развития гармонический слух очень важен. Фактически, начав работу по воспитанию гармонического слуха, еще на младших хоровых ступенях, мы продолжаем эту работу на всех последующих ступенях.
- В процессе музыкально-певческого воспитания школьников
- Музыкально-певческое воспитание школьников
- Основополагающие принципы формирования певческих навыков в детском возрасте
- Акустическая структура и биофизические характеристики детского певческого голоса9
- Интонационная характеристика певческого голоса
- Звуковысотный диапазон певческого голоса детей
- Динамическая характеристика певческого голоса
- Тембральная характеристика певческого голоса
- Г.П. Стулова вопросы методики вокальной работы с детьми11
- Начальные упражнения для голоса
- Азбука дыхания
- Цикл 2: Учимся смешанному дыханию.
- Цикл 3: Фонационная (звуковая) гимнастика.
- А.Н. Стрельникова. Парадоксальная дыхательная гимнастика
- Основной комплекс упражнений
- В.В. Емельянов. Фонопедический метод развития голоса13
- Первый комплекс упражнений14 Развитие показателей певческого голосообразования
- Д.Е. Огороднов. Комплексное музыкально-певческое воспитание (Работа по алгоритму)16
- Работа над вокально-ладовыми упражнениями
- Первые вокально-ладовые упражнения19
- Технология освоения упражнений
- Про филина
- Г.А. Струве. Хоровое сольфеджио
- Первая хоровая ступень (дошкольники)
- Вторая хоровая ступень (младшие школьники)
- Развитие чувства ритма*
- Первая хоровая ступень
- Вторая хоровая ступень
- В.Х. Хачатуров. Тайны певческого дыхания в детском эстрадном пении
- Первая ступень
- Вторая ступень
- 3 Ступень
- Рекомендуемая литература
- Приложение
- Диагностика базовых данных участника хорового коллектива
- Условные обозначения основных характеристик:
- Диагностическая карта певца
- Раздел 1 – одноголосие.
- Раздел 2 – двух-, трех- и многоголосие.
- Раздел 1
- Раздел 2
- Содержание