logo
Специальные методики музыкально-певческого воспитания школьников

Вторая хоровая ступень (младшие школьники)

План занятий хора второй ступени может выглядеть так: а) тон и полутон; диез, бемоль, "столбица"; строение мажорного лада, строение минорного натурального ряда; мажорное и минорное трезвучия; "хоровой веер"; б) Т — S —Д (тоника, субдоминанта, доминанта).

Важнейшим этапом в развитии музыкального слуха у детей является интонирование и определение на слух тона и полутона. Сначала поются упражнения без каких-либо объяснений с употреблением ручных знаков.

Полутоны показываются указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак, небольшое движение вверх — полутон вверх; небольшое движение вниз — полутон вниз.

По этому же принципу построено двухголосное упражнение в квинту, где верхний голос поет пятую и шестую ступень, а нижний — первую и вторую.

После практического усвоения подобных упражнений легко объяснить детям разницу между тоном и полуто­ном. Для наглядности также употребляем показы рукой. Тон вниз - ладонь повернуть книзу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз.

Тон вверх — ладонь повернуть кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх (если нужно спеть еще один тон вверх или вниз, каждое движение повторяется).

Овладев этими движениями и научившись отличать на слух тон и полутон, дети могут проиллюстрировать руками строение мажорного и минорного натурального лада, которые играются на фортепиано руководителем.

Руководитель играет звукоряд. А дети поют и показывают рукой "Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон"

Теперь уместно рассказать детям о знаках альтерации: диезе и бемоле.

Диезы "по руке" фиксируются поднятием кисти правой руки вверх:

Бемоли опусканием кисти правой руки вниз:

Первое знакомство с диезами и бемолями при пении "по руке" даются на основе до мажорного лада. Даются такие упражнения, в которых с появлением знаков альтерации еще больше усиливается тяготение неустойчивых ступеней к устойчивым23:

Для лучшего усвоения мажорного и минорного лада мы используем болгарскую "столбицу". На "столбице" большими черточками отмечаются устойчивые ступени, меньшими неустойчивые; расстояние между ступенями образующими тон, в два раза шире, чем между ступенями образующими полутон.

С правой стороны у каждой черточки можно расположить слоговые обозначения нот, слева мы добавляем для наглядности цифровые обозначения ступеней.

Например, ре-мажор:

Минор (натуральный) также легко усваивается по "минорной столбице", которая сравнивается с мажорной. Дети поют: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон. Педагог играет или показывает указкой по столбице.

Детям объясняется принцип параллельности мажора и минора.

Натуральный минор строится на VI ступени мажорного лада и имеет те же ключевые знаки, что и мажор. Устойчивыми ступенями становятся VI,I, III мажора; в миноре это I, III, V ступени.

Применение столбицы укрепляет навыки пения двухголосия. Для исполнения двухголосных упражнений берутся две указки разного цвета, например, белая и синяя. Белая указка показывает первый голос, синяя второй.

Сначала по "столбице" поются упражнения с поочередным движением голосов.

Затем самые различные сочетания из устойчивых и неустойчивых ступеней.

Очень важно, чтобы дети на слух определяли разницу между мажорным и минорным трезвучием. Для этой цели сравниваются трезвучия одноименного мажора и минора (до мажор — до минор, ре мажор — ре минор и т. д.).

Здесь применяется прием пения по руке, где наглядно дети видят изменение терции трезвучия. Мы обращаем внимание детей на "светлое" звучание мажорного трезвучия и более "темное" звучание минор­ного.

Руководитель играет на фортепиано мажорное или минорное трезвучие, а дети пропевают его сначала на какой-либо слог (ля, лю, лё и т. д.), затем с названием нот.

Продолжая развивать у детей навыки пения многоголосия, можно использовать методический прием под названием "хоровой веер". Для чего сначала хор делится, например, на три группы: первая, вторая, третья.

Упражнение пропевается мелодически с ручными знаками или по "руке".

Затем "веер" раскрывается. Первая группа держит нижнюю ноту, а вторая и третья переходят на следующую; затем вторая группа остается на данной ноте, а третья поднимается на следующую ступень.

По принципу "хорового веера" можно музыкально поздороваться и попрощаться с руководителем или друг с другом.

Сочетание ступеней при использовании приема "хорового веера" могут быть самые разнообразные. Например, поется сначала мелодически такая попевка:

Затем применяем принцип "хорового веера".

При очередном раскладывании "веера" группы желательно менять. Например, та группа, которая пела первый голос, может спеть третий; третья второй, вторая первый и т. д.

Уже в дошкольный период необходимо развивать у детей гармонический слух. Первое условие для развития гармонического слуха это умение петь свой голос при одновременном восприятии другого голоса. Усвоив разницу между устойчивыми и неустойчивыми ступенями лада, дети хорошо воспримут понятие — тоника и тоническое трезвучие.

Но вот дети замечают, что пятая ступень устойчивая в тоническом трезвучии, в других сочетаниях активно тяготеет к первой ступени тоники. Поются упражнения, которые подчеркивают это тяготение.

Мы объясняем детям, что на пятой ступени строится доминантовое трезвучие, и сразу же даем на слух примеры, где сочетаются Т и Д.

Для определения на слух Т — S — Д, рисуются карточки с их буквенным и цифровым обозначением:

Т — I, S — IV, Д — V (желательно карточки разного цвета);

Т — синяя, S — зеленая, Д — красная.

При смене функции дети поднимают ту или иную карточку.

Сначала приводим примеры, где сочетаются Т с Д, а дети должны поднять нужную карточку.

По этому же принципу даются примеры на сочетание Т и S.

А затем сочетание всех трех функций. (Русская народная песня "Во поле береза стояла").

Теперь, зная и определяя на слух все основные гармонические функции, находим их в уже разученных песнях.

Для общего музыкального развития гармонический слух очень важен. Фактически, начав работу по воспита­нию гармонического слуха, еще на младших хоровых ступенях, мы продолжаем эту работу на всех последующих ступенях.