4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещей.
Закономерность – проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.
Закономерности педагогики - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.
Все закономерности подразделяют на две группы: общие и частные (специфические) закономерности.
Закономерность обусловленности
Педагогический процесс зависит от 1) потребностей общества и личности, 2) возможностей (экономических, материальных, психологических…), 3) условий протекания педагогического процесса (санитарно-гигиенических, морально-психологических, материально-технических…)
Закономерность двусторонности педагогического процесса
Во-первых, это взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. Если нет какой-либо стороны взаимодействия, то нет либо деятельности преподавания, либо деятельности учения, а следовательно, нет обучения. Двусторонность имеет и другой смысл, обоснованный И. Г. Песталоцци. В процессе обучения происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта человека. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие.
Закономерность единства врожденного и приобретенного
У каждого есть задатки, способности, есть свое понимание окружающей действительности, те знания которые вы приобретаете, после вашего их осознания и принятия становятся вашими…
Закономерность развития личности в педагогическом процессе
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности, 2) учебно-воспитательной и социальной среды, 3)включенности в учебно-познавательную деятельности, 4) от методов, форм, средств педагогического взаимодействия.
Закономерность динамики педагогического процесса
Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый, развивающийся характер
Закономерность чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
Принимаем знания, осознаем их, владеем, применяем.
Закономерность единства внешней и внутренней деятельности
Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности и качества собственной деятельности обучающихся.
Закономерность стимулирования
Продуктивность педагогического процесса зависит от 1) действия внутренний стимулов (мотивов), 2) интенсивности и своевременности внешних стимулов
Закономерность управления учебно-воспитательным процессом
Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) интенсивности образовательных связей между педагогом и обучающимся, 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.
Закономерности, охватывающие своим действием всю образовательную систему, называются общими:
1. Закономерность цели обучения. Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения. Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения. Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
4. Закономерность методов обучения. Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
Педагогически закономерности (вариант ответа 2)
Закономерности дают знание о том как протекают воспитательный процессы.
Воспитание как социальное явление есть функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни. Оно опирается на следующие закономерности:
-подрастающее поколение присваивает социальный опыт старших поколений посредством воспитательный отношений.
-содержание воспитания определяется особенностями деятельности которая характерна для данного этапа развития общества
-характер воспитания определяется:
уровнем развития производительных сил общества и соответствующих им производственных отношений
материальными и духовными ценностями общества, его культурой
идеологий и интересами общества.
Закономерности определяющие педагогическое строение образовательного процесса.
К первой группе относятся закомерности вытекающие из особенностей человека как глвного обьекта воспитания и определяемые особенностями его психики:
Воспитание и обучение личности проходит только в процессе включения ее в деятельность.
Формирование личности учащегося будет более эффективным, если стимулировать ее активности и самостоятельную деятельность.
В процессе воспитания и обучения необходимо открывать перед учащимися перспективы их роста т. е. создавать мотивационно-ориентационные основы деятельности.
В педагогическом процессе необходимо выявлять положительный качества учащихся и опираться на них.
В процессе воспитания и обучения необходимо проявлять гуманность и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью.
В педагогическом процессе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.
Закономерности второй группы объясняют ход самого педагогического процесса,процесса взаимодействия педагога и учащегося. Педагогический процесс должен быть целостным в отношении всех его составляющих, всех его этапов и действий участников в соответствии с целями. Таким образом можно сказать что педагогический процесс должен быть технологичным. Технологичность педагогического процесса включает методы,приемы,операции.
Третья группа обусловлена взаимодействием педагогического процесса с внешней средой (социумом)
Воспитание и обучение должно осуществятся в коллективе и через коллектив.
В процессе воспитания и обучение необходимо добиваться единства в действиях педагога, семьи и общества в целом.
Методы исследование педагогики.
Методы педагогического исследования – это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения, воспитания и развития:
1.методы изучения педагогического опыта, или методы эмпирического познания (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование,изучение документации, изучение продуктов деятельности обучающихся, эксперимент);
2.методы теоретического исследования (теоретический анализ, индуктивные и дедуктивные методы, изучение литературы, моделирование);
3.математические методы (подсчет количества фактов, расположение собранных данных в определенной последовательности, введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений, перевод качественных показателей в количественные);
4.статистческие методы (определение средних величин полученных показателей).
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и