logo
1

24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие

коллектива учащихся учебной группы

Любой коллектив - это мощный инструмент воспитания личности.

Термин «коллектив» ( лат. собирательный) ознначает социальную группу, объединенную на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации и совместной деятельности.

Коллектив – наиболее развитая группа людей, характеризующая высокой сплоченностью, четкой организацией, правильным распределением обязанностей, добросовестным и ответственным отношением к их выполнению. В межличностных отношениях господствует дружба, товарищество, взаимная помощь, выручка и поддержка. Все это имеет место потому, что взаимоотношения в коллективе основаны на высоконравственных принципах и регулируются высокоморальными установками.

В реальной жизни существуют разные коллективы: учебные, производственные, студенческие, спортивные и др. Они могут быть одновозрастные и разновозрастные, первичные (класс, студенческая группа) и общие, объединяющие несколько первичных коллективов (например, общешкольный, общеучилищный коллектив).

Основными признаками коллектива являются:

- объединение людей для достижения определенной социально одобряемой цели;

- добровольный характер этого объединения;

- целостность коллектива;

- особый характер взаимоотношений, которые способствуют не только целостному

развитию коллектива, но и обеспечивают развитие личности каждого его члена.

В ученическом коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспектива совместных дел и переживаний, у учащихся формируется чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и участию каждого в коллективной жизни. Такой коллектив вызывает у его членов чувство гордости и радости общих достижений.

В коллективе учащийся входит в систему разнообразных отношений. Взаимодействие учащихся разворачивается на информационном, деятельностном и эмоциональном уровне.

Информационный уровень предполагает взаимодействие учащихся в процессе обмена информацией, обсуждения возникших проблем, совместного поиска решений, прогнозирования и планирования будущего.

На деятельностном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество учащихся в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение общих целей.

Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния учащихся, их совместные переживания, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива, гуманистические и общественно значимые мотивы.

Осуществляя руководство ученическим коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего Я в качестве автономного объекта в коллективе. С другой стороны, это стремление учащихся к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям. Поэтому педагог всегда решает двуединую задачу- способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждого из них. Инициатива, творческая позиция личности, развитие самостоятельности и самоуправления, ценностное содержание совместной деятельности учащихся являются и индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Для того, чтобы коллектив положительно влиял на своих членов т.е. обладал воспитательным потенциалом, необходимо его формирование и развитие.

Формирование ученического коллектива одна из основных задач мастера профессионального обучения и классного руководителя любой учебно-производственной группы. От того, насколько быстро и успешно удастся им превратить группу в сплоченный коллектив, будут зависеть эффективность всего обучения, работоспособность как группы, так и самого мастера, других педагогов. Поэтому организацией ученического коллектива группы надо заниматься еще до начала учебного года, в период ее набора приемной комиссией.

Процесс становления ученического коллектива проходит три основные стадии. На первой, начальной стадии, когда еще не определился актив группы, ею полностью руководит мастер, предъявляет требования, которые определяют жизнь, деятельность, поведение учащихся. Это период активного изучения мастером своих учеников. На второй стадии создается актив группы, поддерживающий требования мастера, который именно активу передает часть своих функций. Третья стадия — это сформированный коллектив, он уже сам предъявляет требования к членам коллектива, проверяет их выполнение.

Непросто бывает сплотить таких разных и непохожих друг на друга юношей, пришедших на первый курс, в дружный коллектив, где каждому было бы интересно, у каждого формировались бы те отношения и нормы поведения, которые впоследствии пригодятся в рабочем коллективе.

Еще до начала учебного года мастеру необходимо познакомиться с обучающимися, поставить перед ними конкретные и четкие задачи, определить круг требований, которые те должны соблюдать. В первую очередь это правила поведения, распорядок дня. Здесь не может быть никаких отступлений. В результате проведения определенной работы у мастера складывается первое впечатление о составе обучающихся, формируется представление о возможном активе группы, о том, кто из ребят нуждается в особом внимании и подходе.

Учебно-производственная группа как коллектив представляет собой устойчивую самодеятельную организацию обучающихся, объединенную одной целью и совместной общественно полезной деятельностью, обладающую органами коллектива и органически связанную с другими коллективами (учебными, производственными).

Важная и очень ответственная стадия — создание актива группы. Прежде всего подбор старосты. Актив — это опора мастера во всех делах по обучению и воспитанию обучающихся группы, первый его помощник. Это ядро, основа коллектива группы.

Староста группы — первый помощник мастера и классного руководителя в организации производственного обучения и воспитании обучающихся. В его обязанности входит поддержание учебной дисциплины в группе, контроль за сохранностью учебного инвентаря и оборудования, назначение дежурных по группе, контроль за их работой, извещение обучающихся о распоряжениях администрации училища, изменениях расписания, распределение учебников и учебных пособий, учет посещаемости занятий. Староста с мастером готовит и проводит групповые собрания.

Формирование группы как коллектива во многом зависит от того, насколько удастся совместить в одном лице фактических лидеров, пользующихся у обучающихся авторитетом и уважением, и лидеров формальных, т.е. выборных.

Придавая большое значение фактическому лидерству, следует иметь в виду, что иногда такое лидерство основывается на превосходстве в физической силе, показной смелости и взрослости, умении сплотить вокруг себя неустойчивую часть группы личными притязаниями, модными увлечениями, волевым подавлением и т.п. Вряд ли такие «лидеры» будут помощниками мастеру. Однако при умелом руководстве, определенной индивидуальной работе и они могут со временем стать достойными вожаками коллектива.

Важно, чтобы обучающиеся, входящие в актив, были хороши организаторами. Из качеств, характеризующих их как организаторов, можно выделить следующие:

• организаторское чутье, т.е. находчивость в различных ситуациях, организаторскую изобретательность, такт в отношениях с товарищами, практический ум;

•умение, способность увлечь коллектив идеями и «заряжать» энергией, т.е. быть «заводилой»;

•склонность к организаторской деятельности, действенный и устойчивый интерес к ней, способность брать ответственность на себя,доводить начатое дело до конца.

Наличие работоспособнбго и деятельного актива — важное условие создания здорового ученического коллектива. Но актив группы это еще не коллектив. Формируя именно коллектив группы, мастер стремится выполнить три основные задачи.

Первая: добиваться, чтобы коллектив был дружным, сплоченным. Мастер внимательно следит, чтобы внутри коллектива не возникали различные группировки, не было отчуждения и разобщености тем более вражды и антагонизма. Такие отрицательные проявления возможны в ситуациях, когда организуются соревнования между ученическими бригадами. Мастер не должен допустить, чтобы интересы бригады преобладали над интересами коллектива в целом.

Вторая: добиваться, чтобы коллектив был не только сплоченным, но и гуманистически направленным, со здоровым общественным мнением, с такой атмосферой общения, когда возможны критика и самокритика, высокая требовательность к каждому его члену. Эти качества могут сложиться, если перед коллективом поставлена общественно полезная и в то же время увлекательная цель. Это и выполнение ответственного задания базового предприятия, и проведение туристического похода, и шефская помощь общеобразовательной школе, и «поход за культуру труда», и организация выставок лучших работ, и проведение технической конференции, и организация дискотеки и т.п.

Важно, чтобы конкретная цель воспринималась обучающими не как изолированная и обособленная, а включалась в систему взаимосвязанных и подчиненных друг другу целей. Обучающийся должен понимать (а наставник помочь ему в этом), что за достигнутой

ближайшей целью (например, освоить управление станком) стоит более общая задача (приобрести хорошую профессию), которая, в свою очередь является условием решения еще более общей задачи (стать мастером своего дела). Важно также, чтобы и ближние, и средние, и дальние перспективные задачи принимались обучающимися с интересом, который во многом определит успешность их выполнения.

Третья: сформировать у коллектива умение применять правильные формы воздействия на членов коллектива, проявлять индивидуальный подход, такт, чувство меры, с одной стороны, и высокий уровень требовательности — с другой. В этом огромную роль играет наличие авторитетного актива группы. Психологически развитым можно считать ученический коллектив со сложившейся системой отношений, обладающий такими качествами, как ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность.

Ответственность предусматривает единство слова и дела, треботельность к себе и другим, умение объективно оценивать успехи и неудачи группы и каждого обучающегося, сознательно подчиняться дисциплине, обязательной для всех, ставить общественные интересы выше личных, направлять все виды деятельности на достижение общей для группы цели, на решение поставленных перед группой задач.

Коллективизм — постоянная забота обучающихся друг о друге, об имидже группы, стремление отстаивать ее интересы, решать все вопросы ее жизнедеятельности — от планирования до подведения итогов-вместе, сообща; умение противостоять тому, что разобщает обучающихся группы.

Сплоченность коллектива — единство мнений обучающихся при решении разнообразных вопросов жизнедеятельности. Коллективные отношения немыслимы без контактности обучающихся группы, под которой имеются в виду эмоционально благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива, внимательные, доброжелательные, уважительные и тактичные взаимоотношения, поддержка в трудные минуты жизни.

Открытость коллектива — способность устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения с другими ученическими или иными группами либо их представителями, оказывать им при необходимости посильную помощь и поддержку.

Организованность проявляется в умелом взаимодействии обучающихся группы друг с другом, в бесконфликтном распределении обязанностей. Это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и устранять недостатки, предупреждать, оперативно |разрешать возможные конфликты, умение в любой ситуации находить общий язык. Важный показатель организованности коллектива — готовность его членов при необходимости оперативно и слаженно принимать решения, рационально распределять обязанности и действовать в сложных ситуациях.

Одним из условий успешного развития коллектива служит его информированность — хорошее знание обучающимися группы друг друга, тех целей, которые стоят перед группой, возможных трудностей на пути их достижения.

Показателем сформированности ученического коллектив является коллективная ответственность, коллективный самоконтроль. А.С. Макаренко подчеркивал важное значение создания в коллективе отношений «ответственной зависимости». Именно в них проявляется ответственность каждого за результаты работы коллектива и ответствен всех за результаты работы каждого. О наличии групповой ответственности свидетельствуют добросовестное выполнение обучающимися своих обязанностей, своевременное и точное выполнение решений органов самоуправления, стремление выполнить поставленные задачи, готовность отвечать за свои поступки и поступки товарищей, желание представлять свой коллектив в других общностях.

Практика многократно подтверждает, что формирование ученического коллектива протекает более успешно, если основано на современных требованиях к организации воспитательного процесса, принципах сотрудничества педагогов и обучающихся, деятельностном подходе к воспитанию, использовании коллективного планирования и коллективных творческих дел. Ученический коллекти создается на основе практического стремления к привлекательным для подростков идеалам, организации их общественно и личностно значимой деятельности, когда педагог стоит на позиции старшего товарища.

Каждое коллективное творческое дело состоит из пяти взаимосвязанных этапов.

  1. Коллективное планирование — педагоги и обучающиеся вместе определяют конкретное дело, обосновывают его необходимость, анализируют предложения по его проведению, проектируют участие каждого, избирают Совет дела.

  1. Коллективная подготовка дела — обсуждаются его проекты, форма проведения, распределяются обязанности между всеми обучающимися группы.

  2. Проведение коллективного творческого дела — практическая реализация плана, разработанного при его подготовке.

  3. Подведение итогов — обмен мнениями о том, что удалось, а что нет и почему. Мастер и классный руководитель отмечают отличившихся обучающихся, лучшие бригады.

  4. Использование опыта обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности при планировании, подготовке, проведении и обсуждении новых коллективных творческих дел.