7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
факторы го развития человека .
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
Факторы развития личности:
- Наследственность (задатки)
- Среда
- Специальное организованное воспитание и бучение
- Собственная активность личности (самовоспитание, самообразование)
Осуществляется развитие личности 2 путями: путем формирование личности и в процессе биологического созревания.
Созревание – это естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста.
Формирование личности – процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.
Становление личности – это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развития.
Также на человека оказывают влияние: Физическое развитие, физиологическое развитие, психическое развитие, социальное развитие, духовное развитие
В общем развитии человека обычно прослеживаются две взаимосвязанные линии: биологическая и социальная. Ребенок рождается как биологическое существо и не имеет никаких социальных качеств. При взрослении происходит развитие биологических задатков и свойств — формируются скелет, мускулатура, внутренние органы и нервная система. Параллельно человек приобретает определенные социальные свойства и качества, которые характеризуют его как общественное существо, живущее среди других людей.
Именно социальные свойства и качества и характеризуют общественную сущность человека. Поэтому в педагогике он рассматривается как биосоциальное существо. Понятие «человек» объединяет в себе и биологические, и социальные (общественные) свойства и качества.
Понятие «личность* включает только социальные свойства и качества, к которым относят сознание, речь, привычки, мотивы, направленность, мировоззрение, характер, мышление и др.
Формирование — это специально организованный процесс приобретения конкретных личностных свойств и качеств в определенных условиях.
Для формирования человека как общественного существа большое значение имеет его природная способность к развитию. Это означает, что ребенок в состоянии освоить речь, прямохождение, нормы и правила поведения и т.д., т.е. все то, что в итоге делает его личностью. Биологи ческое в формировании человека сказывается и в его более или менее выраженной природной предрасположенности к той или иной деятельности (музыкальный слух, способность к стихосложению* феноменальная память, особые, физические свойства и т.д.). Именно эти задатки позволяют людям реализоваться в соответствующих видах искусства, отраслях науки и труда, а также влияют на их личностное формирование.
Одним из наиболее мощных факторов личностного развития человека является воспитание. Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей.
Таким образом, развитие и формирование личности происходит под влиянием трех главных факторов: биологических задатков, среды и воспитания.
Среда и воспитание относятся к внешним факторам развития личности, а природные склонности, влечения и вся совокупность чувств и переживаний человека — к внутренним. Развитие и формирование личности являются результатом взаимодействия этих двух групп факторов.
Таким образом, можно говорить о том, что процесс развития личности, по существу, приобретает характер саморазвития.
Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложный процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona — личность, facere — делать).
Таким образом, можно говорить о том, что процесс развития личности, по существу, приобретает характер саморазвития.
Саморазвитие личности происходит под влиянием внешних средовых и воспитательных факторов, но эти факторы развивают и формируют личность лишь в той мере, в какой они вызывают у нее положительное внутреннее психологическое переживание и стимулируют ее собственную активность в работе над собой. Этот сложный процесс получил название персонификации воспитания (от лат. persona — личность, facere — делать).
Сопоставляя персонификацию и социализацию личности, можно сказать, что персонификация не противоречит социализации, а является внутренним механизмом ее осуществления. Таким образом, все внешние социализирующие личность факторы (среда, воспитание) способствуют ее саморазвитию и формированию, только взаимодействуя с внутренними механизмами ее собственной активности в работе над собой. Взаимодействие внешних факторов (среда, воспитание) с внутренними (потребности, мотивы, интересы, убеждения и т.д.) как раз и приводит личность к саморазвитию.
Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень физического и психического развития индивида и его развития как Личности, характеризуемая совокупностью объективно существующих физиологических, психологических и социальных изменений (Психологический словарь). Каждый возрастной период имеет индивидуально-неповторимое содержание, определенные границы и характеризуется возрастными новообразованиями, т.е. качествами и свойствами личности, которых не было раньше. При этом новое закономерно готовится всем ходом предшествующего развития.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и