22.Основные закономерности и принципы воспитания
Основываясь на психологических особенностях развития учащихся, можно выделить следующие закономерности воспитания:
Включение учащегося в активную совместную деятельность связано с формированием активной жизненной позиции и социальной мобильности, характерной для рыночных отношений. Все это способствует реализации Я-концепции обучающихся и как следствие самореализации личности.
Соответствие цели воспитания и достигнутого уровня развития учащегося позволяет видеть перспективы собственного роста и быстрее добиваться результатов в воспитании, а также воздействовать на внутреннюю систему мотивов, потребностей, эмоций учщегося трансформируя тем самым воспитательные воздействия во внутренние достижения.
Опора на положительные качества личности (гуманизм, толерантность, взаимодействие, коллективизм, креативность) формирует соответствующие воспитательные отношения.
Учет возрастных особенностей развития учащихся необходим в процессе воспитания, поэтому технология воспитательных воздействий для разных возрастных групп будет различной.
Закономерности, объясняющие ход самого воспитательного процесса взаимодействия педагога и воспитанника, позволяют говорить о его технологичности. Благодаря технологизации воспитания появляется возможность учесть всю совокупность собъективных и субьективных факторов, воздействующих на процесс воспитания, и сделать его оптимальным и более качественным.
Особенности взаимодействия процесса воспитания с внешней средой определяются следующими закономерностями: воспитание в коллективе и через коллектив, единство в действиях педагога, семьи и общества в целом, учет национально-региональных особенностей и социально-экономических условий развития общества, социального партнерства.
Принцип — это общее руководящее положение, требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.
Принципы воспитания – общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам и организации воспитательного процесса.
В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется широкий диапазон хорошо зарекомендовавших себя принципов организации воспитательной работы. Во-первых, принцип педагогической целесообразности. Что бы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя труд своих воспитанников, проводя с ними досуг, он не только не должен выпускать из виду цели воспитания, но, наоборот, последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, физических и нравственных качеств, которые вместе составляют своеобразную программу личности современного труженика и гражданина.
С этим принципом связан принцип воспитания в духе общечеловеческих нравственных ценностей. Ценностное отношение к действительности, окружающей воспитанника, в корне преобразует его поведение, а в поведении он выстраивает отношение к тому, что ценностно для него или для всех людей, и тогда ему не нужны напоминания о правилах поведения и излишним становится контроль за поведением, так как ценностное отношение диктует поведение.
Следующий принцип воспитания — единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива и его интересы ставились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, ее интересы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем такая дилемма порочна в своей основе. Высшая ценность — человек, такова формула реального гуманизма.
Принцип развития самодеятельности личности. Самодеятельность личности — это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения. Именно в ней проявляются личные интересы и ответственность за дела своего'коллектива. Следовательно, принцип «воспитывать через творчество» выступает как один из ведущих принципов воспитания.
Принцип развития воспитательных функций коллектива обусловливает общение личности с определенным кругом людей. В процессе общения, как известно, и происходит воспитание. «С кем поведешься — оттого и наберешься».
Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на признании человека высшей ценностью, требует от педагогов полного принятия учащегося, ориентации на взаимное доверие, взаимодействие и уважение педработников и учащихся.
Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходимый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не только формирование подлинного уважения к культуре и традициям собственного й других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности, приоритетов социальной адаптации.
Принцип самореализации, четко следующий из позиции молодежи, обозначенной в социологических опросах, проявляется в стремлении к высокой квалификации, независимости материальной, духовной, профессиональной. В этом случае особую роль приобретает реализация Я-концепции подростков и молодежи.
Принцип коллективизма следует из приоритетного стремления молодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования. Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молодежи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особенностей, включающих среди прочих и особенности общения.
Принцип универсализации воспитания — его реализация не только в образовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, должна происходить с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работодателей и учреждений образования в условиях обновляемого социального партнерства.
Принцип сопряженной возрастной (начиная с ранней) идеологии воспитания, включающий через правовое образование формирование раннего правосознания, ведущего к законопослушанию.
Сущность разработки этого принципа заключается в том, что подростки и молодежь, пришедшие в систему начального профессионального образования, уже относятся к группе риска, по-своему трактующей законодательные нормы в обществе.
Принцип совместного творчества, совместной творческой работы учащихся, педработников, родителей означает, что молодежь системы НПО стремится активно участвовать в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства).
Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуаций свободного выбора. Свободный выбор позволяет подростку проявить себя на уровне индивидуальности, стимулирует его внутреннюю активность, способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по выбору активно развивается духовный опыт молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможностей и всех его жизненных сил.
Принцип умеренного традиционализма — это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной работы, т.е. исторического опыта системы НПО XX в. и лучшего опыта патриотического, нравственного воспитания, освобожденного от стандартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих естественное неприятие современной молодежи.
Принцип исторической преемственности подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и