Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
Производственный процесс будет определяющим, его специфика будет определять весь процесс профессиональной подготовки.
Исследование – процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности.
Методы исследования — это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.
В целом все методы педагогического исследования могут быть разделены эмпирические (практические) и на теоретические.
1. Эмпирические методы или метод изучения педагогического опыта — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Общие эмпирические методы педагогического исследования:
Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов.
Изучение учебной документации и результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставить и сравнить их во времени.
Эксперимент – специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления
Частные эмпирические методы педагогического исследования:
Опрос – метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.
Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Инструментальные эмпирические методы педагогического исследования
Инструментальные методы — специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.
Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения. Биомеханические методы — это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д. (циклографический метод, фотографирование, видеосъемка)
Циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.
Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы (электромиография, электрокардиография, электродермография)
Электромиография — запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения, что позволяет определить энергетические затраты человека на тот или иной вид деятельности.
Электрокардиография — регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы.
Электродермография — регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга.
Конкретные инструментальные методы в большинстве своем узкоспециализированы. Поэтому эффективное их применение, как правило, возможно лишь в комплексном сочетании с общепедагогическими методами исследований.
2. Теоретические методы — анализ педагогических идей, литературы, архивных материалов, документов, моделирование, математические и статистические методы. С их помощью интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и эмпирические данные.
Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Синтез — мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных спичей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.
Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация — мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (но своей логической природе противоположен абстрагированию).
Моделирование — исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и