logo
1

23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.

Методы организации коллектива, методы убеждения и

методы педагогического стимулирования.

Под методами воспитания следует понимать способы профессионально взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

Они могут:

• «воздействовать» на учащегося и немедленно отразиться в его поведении;

• «противодействовать» чему-либо дурному в воспитаннике с целью избавления от этого (бороться с вредными привычками, комплексами и т.д.);

• «содействовать», т.е. помогать, учащемуся в реализации поставленной им перед собой задачи (цели) по самоизменению, самопознанию, саморазвитию и т.д.;

•«взаимодействовать», т.е. сотрудничать, действовать одновременно с учащимся.

Методы воспитания не создаются воспитателем произвольно, а выбираются из множества уже имеющихся в процессе осознания всех вышеперечисленных факторов.

Методы обучения направлены на приобретение совокупности упорядоченных знаний, умений и навыков. Они отличаются от методов воспитания тем, что последние представляют собой способы взаимодействия педагогов и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Общие методы воспитания:

- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, метод примера);

- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);

- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение, наказание);

- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

В профессиональной педагогике на основе опыта лучших педагогов, наставников и воспитателей сложилась классификация методов, согласно которой выделяют:

• методы организации коллектива;

• методы убеждения (в данном случае убеждение рассматривается как группа методов, формирующих сознание);

• методы стимулирования.

Методы организации коллектива.

Основной задачей методов организации коллектива является профессиональная подготовка рабочих высокой квалификации.

Дисциплина — это метод воспитания, обеспечивающий формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек пове­дения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка и последующего их предъявления в качестве единых требований друг к другу.

Самообслуживание — метод, обеспечивающий создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива. Самообслуживание — ведущий метод организации коллекти-ва — обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния.

Соревнование — стимулирует индивидуальный и коллективный труд, формирует ревностное отношение к делу его участников. Немаловажную роль здесь играют учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение участников, особенно передовиков.

Самоуправление — обеспечивает формирование отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями.

Методы убеждения.

Методы убеждения способствуют выработке у будущих специалистов гуманистических взглядов и личных убеждений путем участия в дискуссиях, конференциях, взаимного просвещения и т. д. Назначение методов убеждения состоит в том, чтобы способствовать воспитанникам в осмыслении своего социального опыта и происходящего в окружающем мире, в овладении основами духовной культуры человечества и в выработке гуманистических личных взглядов на основе размышлений, переживаний, формирования новых понятий и представлений.

Информация — обеспечение воспитанников теми или иными сведениями непосредственно через педагога.

Поиск — вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации ценностно-ориентированного характера. На основе поиска формируются навыки и умения самообразовательной деятельности.

Основными этапами поисковой деятельности являются:

• определение цели и объекта поиска, конкретизация и расшифровка его задач;

• сбор материалов;

• обработка, систематизация и изучение собранных материалов;

• оформление полученного материала и его дальнейшее использование.

Дискуссия — вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями,способствующий поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формирующий самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственно-этических представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения, отстаивание своих убеждений.

Взаимное просвещение — обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реализуется в повседневной пропагандистской и разъяснительной работе "среди своих товарищей.

Методы педагогического стимулирования.

Эта группа методов воспитания относится к методам воздействия на мотивационную сферу, в основе которых лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.

Поощрение — выражает положительную оценку действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки, предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность.

Наказание — компонент педагогического стимулирования, применение которого должно предупреждать нежелательные поступки учащихся, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми.

Требование — стимулирует определенное поведение воспитанников, проявление их деловых и нравственных качеств и выражается при личных контактах педагога с воспитанниками в форме настоятельного предложения соблюдать те или иные нормы поведения.

По форме требования бывают прямыми и косвенными. Прямые содержат четкое указание в решительной настойчивой манере, особенно эффективно в начале работы с выпускниками.

К косвенным относятся: просьба, доверие, совет, осуждение, выражение недоверия и угроза.

Перспектива как метод педагогического стимулирования обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, интересных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания.

Перспективы бывают близкими (означает завтрашнюю радость, без которой не может быть оптимистического настроя личности), средними(ожидаемое событие,несколько отодвинутое во времени(праздники,отдых) и дальними (намеченные планы воспитанников, потребность в которых усиливается в период жизненного и профессионального самоопределения)

Общественное мнение — обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление моральных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, постановки и реализации общественно значимых перспектив, нравственной оценки поведения членов коллектива.

Формы воспитания.

Формы воспитания – внешнее проявление процесса воспитания.

1.В зависимости от решаемой педагогической задачи формы воспитания делятся на:

- формы управления и самоуправления жизнью в учебном заведении (собрания, митинги, кураторские часы, заседания представительных органов ученического самоуправления).

- познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки).

- развлекательные формы (вечера, КВН).

2.Другая классификация выделяет иные формы воспитательного процесса: урок (лекции, семинарские занятия, практические занятия, диспуты, уроки-экскурсии); кружки (предметные, технического творчества, художественного творчества); объединения по интересам (интернет-клубы, спортивные секции).