20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
теоретического и производственного обучения ( на выбор)
Педагогическая технология – система методов, способов и средств проектирования, организации и реализации взаимодействия между педагогом и обучающимся, направленного на формирование личности с заданными качествами.
Педагогические технологии связаны с повышением эффективности обучения и воспитания, т.е. С повышением качества и сокращением времени учебно-воспитательного процесса
Понятие педагогическая технология можно рассматривать на трех уровнях:
На методологическом уровне оно представляет собой педагогическую категорию
На обобщенном уровне-педагогические технология представлены теоретическими моделями-технолгиями будущих обучения и воспитания (программируемое обучение, проблемное обучение,воспитательная технология-А.С. Макаренко)
На конкретном(методическом)-происходит реализация обобщенных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Понятие технология целесообразнее использовать для практической реализации педагогического процесса по цепочке: процесс-модель-технология-результат.
Сегодня понятие «технология» употребляется в педагогике в трех смыслах:
Как синоним понятий «методика» и «форма организации обучения» (технология написания контрольной работы,технология организации групповой деятельности, технология общения)
Как совокупность уже использованных в конкретной педагогической системе методов, средств и форм (традиционная технология обучения, технология В.В. Давыдова)
Как совокупность и последовательность специально разработанных методов, средств и форм, позволяющих получить личность с заданными свойствами.
Классификация педагогических технологий:
1.По уровню применения: общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные).
2.По философской основе: научные и религиозные, гуманистические и авторитарные.
3.По научной концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористические, развивающие.
4.По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий); эвристические (развитие творческих способностей); прикладные (формирование действенно-практической сферы).
5.По характеру модернизации традиционной системы обучения: технологии по активизации и интенсификации деятельности учащихся; технологии на основе гуманизации и демократизации отношений между учителем и учащимися; технологии на основе дидактической реконструкции учебного материала.
Педагогические технологии теоретического обучения.
Рассмотрим наиболее распространенные в профессиональном обучении педагогические технологии. К ним можно отнести: модульное обучение, концентрированное обучение, игровые технологии.
Технология модульного обучения — дидактическая система, представляющая собой совокупность форм и способов организации и управления учебным процессом с высоким уровнем самостоятельности обучающихся на основе планомерно-поэтапного освоения функциональных единиц профессиональной деятельности. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся более или менее самостоятельно или полностью самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной рабочей программой включающей целевую программу действий, банк информации методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Особенности технологии модульного обучения:
-содержание обучения определяется путем системного нализа деятельности работников на производстве.
-Структура модульных программ состоит из отдельных элементов называемых модулями или модульными блоками (в зависимости от концепции). Модуль представляет собой содержание раздела конкретной программы или логически завершенный вид деятельности специалиста, с четко обозначенным началом и концом;
-для изучения модульной программы разрабатываются специальные методические пособия, называемые учебными элементами (инструктивными блоками) или обучающими модулями, в которых содержится информация, необходимая для формирования новых знаний, умений и навыков, практические и контролирующие задания, а также система управления учебной деятельностью учащихся.
-при необходимости для каждого обучаемого составляется индивидуальная программа обучения на основе базовой модульной программы с учетом уровня начальной подготовки, а также социального заказа на образование.
Принципы модульного обучения, определяющих цели, держание и методику его организации:
- принцип модульности — обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей;
- принцип осознанной перспективы, подразумевающий понятие и осознание целей обучения, которые выступают в качестве значимых результатов, так как осознание деятельности формирует положительную мотивацию к учению, развивает познавательные интересы;
- принцип разносторонности методического консультирования предлагаются различные методы и пути изложения и усвоения содержания обучения, которые педагог и обучающийся свободно выбирают либо конструируют самостоятельно;
- принцип динамичности — обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом динамики социального заказа; при этом модуль должен представляться в такой форме, чтобы его элементы были легко заменяемыми;
- принцип гибкости, вариативности, адаптивности в модульном построении учебного процесса, позволяющий реагировать на изменение требований производства путем изменения набора учебных элементов, структуры и последовательности изучения модулей; - принцип паритетности в обучении — предполагает субъект-субъектные отношения, определяющие условия для совместного выбора педагогом и обучающимися оптимального пути обучения и обеспечивающие возможность самостоятельного усвоения знаний до определенного уровня.
Технология концентрированного обучения — форма организации учебного процесса, при которой в течение определенного отрезка времени происходит изучение одного предмета или нескольких дисциплин, имеющих межпредметные связи.
Признаками технологии концентрированного обучения являются:
--ликвидация многопредметности учебного дня, недели, семестра;
--единовременная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины;
--непрерывность процесса познания и его целостность;
--наличие благоприятных условий для интеграции теории и практики, синтеза знаний и умений;
--применение системы форм, методов и средств обучения, адекватно реализуюших целостный процесс познания.
В основе концентрированного обучения лежат специфические принципы, вытекающие из самой природы новой организационной формы:
- принцип концентрации учебных предметов и учебного материала во времени — ограничивает многообразие изучаемых в течение недели предметов и проявляется в организации как учебного времени, так и учебного материала. В соответствии с данным принципом учебное время, отводимое на изучение предмета, концентрируется так, что обучение происходит в уплотненном режиме, компактно. Концентрация -учебного материала достигается посредством укрупнения учебных единиц, в соответствии с которым учебная информация подается учащимся единым блоком, в обобщенном систематизированном виде; - - принцип интенсивности — позволяет использовать различные методы обучения в рамках урока погружения, благодаря которым материал воспринимается системно, с логическими связями, в динамике развития, есть возможность проследить переход от теоретического компонента образования к практическому, создаются условия дли активной познавательной деятельности учащихся;
- принцип учета психофизиологических особенностей личности предполагает совершенствование организационной структуры обучения в соответствии с закономерностями динамики работоспости учащихся в течение дня и недели, а также процессов забывания и запоминания информации человеком.
Игровые педагогические технологии включают обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и имеют учебно-познавательную направленность.
Педагогическая (дидактическая) игра — форма организации обучения, воспитания и развития личности, осуществляемая педагогом по специально разработанному сценарию и правилам на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся; она изначально мотивирована на успех, максимально опирается на самоорганизацию обучаемых, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения.
Преимуществами игровых технологий являются:
• активизация и интенсификация процесса обучения;
• воссоздание межличностных отношений, процедуры принятия
коллективных решений обучаемых в ситуациях, моделирующих реальные условия профессиональной деятельности;
гибкое сочетание разнообразных приемов и методов обучения, от репродуктивных до проблемных;
моделирование практически любого вида профессиональной деятельности;
творческое саморазвитие обучаемых.
Педагогические игры классифицируются:
по целям применения: обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие), воспитывающие, развивающие (коммуникативные, социальные и др.), контролирующие;
по характеру деятельности: интеллектуальные, физические, трудовые и др.;
по особенностям методики и технологии организации: предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые,
По уровню проблемности: тренинговые, репродуктивные, творческие
по коммуникативному взаимодействию: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
По применению технических средств: тренажерные, компьютерные и др.;
По признаку воссоздания (имитации) профессиональной деятельности, ее модельного представления: все технологии активного обучения делятся на имитационные и неимитационные,
Имитационные технологии, или имитационно-игровое моделирование профессиональной деятельности, воспроизводят с той или иной мерой адекватности процессы, или явления, происходящие в реальной системе. При этом создается возможность формировать опыт работы в условиях квазипрофессиональной деятельности.
Неимитационные технологии не предполагают создания модели изучаемого явления, процесса или деятельности. Активизация достигается за счет отбора проблемного содержания обучения, использования особо организованной процедуры ведения занятий, применения технических средств и т.д.
К
В структуру учебного процесса на основе игры входят:
ориентация — педагог представляет изучаемую тему, дает характеристику игровых правил, делает отбор общего хода игры;
Подготовка к проведению — педагог излагает сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей между участниками проводится пробный прогон игры в сокращенном виде;
Проведение игры — педагог организует проведение самой игры, по ходу фиксируя следствия игровых действий, следит за подсчетом очков, разъясняет неясные моменты;
Обсуждение игры — педагог проводит обсуждение, по ходу которого дается описательный обзор действий, их восприятия участниками, анализируются возникавшие трудности, идеи, побуждает обучаемых к аназизу проведенной игры; особое внимание уделяется сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, установлению содержания игры с содержанием учебного курса.
Педагогические технологии производственного обучения.
Для процесса производственного обучения приоритетным является формирование профессиональных умений и навыков, а не профессиональных знаний. Ведущим методом производственного обучения выступают упражнения, особое значение приобретает демонстрация трудовых приемов и способов, использование учебной и производственной документации. Производственный труд учащихся — основное средство производственного обучения. Взаимосвязь теории и практики. Структура процесса производственного обучения подразумевает сочетание обучении учащихся а специально организованных условиях (учебных мастерских, учебных лабораториях, на учебных учетах, полигонах, в учебных хозяйствах, на учебных установках) и в условиях реального производства. Процесс производственного обучения осуществляется с помошью определенных средств: наряду с дидактическими особое значение приобретает учебно-материальное оснащение учебно-производственного процесса: оборудование, рабочие инструменты, контрольно-измерительные средства, оснастка, техническая и технологическая документация.
Тсхнология фронтально-группувого производственного обучения в учебной мастерской — самая распространенная в профессиональных образовательных учреждениях. В основе ее лежит урок производственного обучения.
В структуре урока производственного обучения выделяют организационную (внешнюю) структуру: вводный инструктаж (инструктирование) учащихся мастером; основную часть — упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущее инструктирование их мастером; заключительный инструктаж учащихся — и дидактическую (внутреннюю) структуру: целевая установка на урок; актуализация знаний и опыта учащихся; формирование ориентировочной основы действий учащихся; формирование (отработка) умений выполнять трудовые приемы, способы, операции, отдельные виды работы, те. элементы, составляющие основу осваиваемой профессии (специальности); применение (закрепление, развитие, углубление) ранее освоенных трудовых действий; формирование умений и навыков выполнять целостный трудовой процесс, характерный для профессии (специальности); подведение итогов — оценка и самооценка.
Бригадная организация производственного обучения в учебных маетерских практикуется, как правило, после освоения основ профессии- трудовых приемов и операций, накопления определенною опыта, т.е. в процессе выполнения работ комплексного характера. К этому времени уже сформирован единый коллектив учебной группы, и разделение его на микроколлективы — бригады — не будет влиять на слаженность и работоспособность группы в целом, а это очень важно для нормальной учебно-воспитательной работы мастера.
Комплектование ученических бригад: однородные бригады (состоящие из учащихся, примерно равных по силам и возможностям) и смешанные бригады (куда включаются и сильные и средние и слабые)
Технология тренажерного обучения моделирует условия и содержание производственной деятельности человека, позволяет создавать оптимальные условия для эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения этой деятельности. с помощью тренажеров проводятся упражнения по отработке трудовых умений и навыков в тех случаях, когда условия непозволяют организовать такие упражнения в реальной производственной обстановке. По конструкции и назначению тренажеры можно подразделить на четыре группы.
1. Тренажеры, моделирующие устройство и функции технических объектов: например, автомобильные тренажеры, тренажеры, моделирующие технологические установки, и т.п.
2. Тренажеры, предназначенные для формирования умений интеллектуальной деятельности: например, тренажеры-имитаторы, фиксирующие неисправность работы оборудования; тренажеры для обучения наладчиков станков-автоматов и автоматических линий, поиска причин брака и т.п. ,
3. Тренировочные устройства, предназначенные для облегчения формирования какого-либо двигательного навыка: например, тренажер для отработки координации движений рук при опиливании металла напильником, резания слесарной ножовкой и т.п.
4. Компьютерное моделирование -все шире используется в производственном обучении. Основным средством обучения в этом случае являются специально разработанные педагогические программные средства.
Активные методы обучения (методы задействовавшие внешнюю и
внутреннюю активность учащихся)
Эвристическая беседа. Ее сущность состоит в том, что мастер путем вопросов и логических рассуждений подводит учащихся к определенным выводам, составляющим суть рассматриваемых фактов, явлений, процессов, правил и т.п. При этом мастер побуждает учащихся воспроизводить и использовать имеющиеся у них теоретические и практические познания, производственный опыт, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению и систематизации знаний и опыта учащихся, положительно влияет на развитие их мышления.
Деловые игры. Эти игры как форма (метод) обучения относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм и представляют собой имитацию принятия решений, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок ре-; результатов деятельности и т.п. в различных искусственно созданных или взятых из реальной практики ситуациях, условиях, обстоятельствах путем коллективного обсуждения или разыгрывания соответствующих ролей (индивидуальных или групповых) по заданным или вы-; разработанным самими участниками игры правилам.
Проблемное обучение-учащегося ставят в положение первооткрывателей, исследователей учебных и производственных ситуаций. При проблемном обучении всегда имеют место постановка и решение познавательных задач (проблем) выдвигаемых в форме вопроса, задания, задачи. Не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию. Вопрос на который учащийся заранее знает ответ, не является проблемой. Не относится к проблеме и такой вопрос, ответ на который учащемуся не известен и у него нет знаний и опыта для его поиска. Проблема-это вопрос или задача, способ решения или разрешения которой учащемуся заранее не известен,но он обладает исходными знаниями и умениями для поиска результата или способа выполнения.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и