3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
Изучение любой науки начинается с усвоения ее основных категорий, т.е. наиболее общих понятий, отражающих сущность науки, ее устоявшиеся и типичные свойства.
Определение основных педагогических категорий и понятий имеет большое значение, оттого, что включено в их содержание, зависит наше восприятие многих педагогических явлений.
Раз мы будем говорить о педагогических категориях, прежде всего определим, что это такое.
Категория (от греч. categoria— высказывание, суждение) — предельно широкое понятие, в котором отражены наиболее общие существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений действительности и познания.
Педагогические категории — представляют собой систему понятий, характеризующих педагогическую науку.
Основные педагогические категории
. Воспитательные отношения-разновидность отношений между людьми,направленные на развитие человека посредством образования (разновидность отношений между людьми,направленные на развитие человека посредством взаимосвязи образования,обучения с самообразованием и самообучением направленная на развитие личности и формировании ее готовности к жизнедеятельности),это обмен опытом, процесс его передачи,усвоения и использования. Они всегда направлены на развитие человека как личности, т.е. на его самовоспитание, самообразование и самообучение. Воспитательные отношения организует и осуществляет педагог, основываясь на определенных закономерностях воспитания. Проектируя воспитательные отношения, он должен использовать все многообразие педагогических методов, средств и форм для достижения поставленных целей. Структура воспитательных отношений включает педагога, воспитанника, средства их взаимодействия, окружающую среду.
Все вышеприведенные педагогические категории лежат в основе развития личности, благодаря чему формируется такое личностное качество, как готовность к жизнедеятельности.
Развитие каждого своего представителя человечество обеспечивает через воспитание, передавая опыт свой собственный и предшествующих поколений.
Образование – специально организованная в обществе система, представляющая собой совокупность образовательных учреждений и органов управления ими, в рамках которых осуществляется процесс воспитания и обучения человека.(Специально организованная образовательная система по передаче и приему опыта поколений,предназначенная для развития человека и формирования его готовности к жизнедеятельности в обществе. А также-Специально организованный и управляемый процесс передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью развития личности,формирование готовности к жизнедеятельности в обществе.)
Обучение — это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия обучающего и обучаемого, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработка и закрепление навыков самообразования в соответствии с потенциальными целями.(процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению знаний,умений и способов творческой деятельности.) В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Воспитание (в социальном смысле) сложны и противоречивый процесс передачи новым поколениям общественного исторического опыта,осуществляемое всеми социальными институтами (средства массовой информации, искусство,культура, политику, идеологию, церковь, семья,общественные организации,систему образования.) образовательными учреждениями разного уровня и направленности
Воспитание (в узком педагогическом смысле) — это специально организованная деятельность педагов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.
Воспитание (в широком педагогическом смысле) целостный, сознательно организованный педагогический процесс, процесс формирования и образования личности в системе учебно-воспитательных учреждений.
Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.
Самообучение – процесс непосредственного получения опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Самообразование – это система внутренний организации по усвоения опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних факторов.
Формирование личности – процесс ее развития и становления под влиянием внешних воздействий (социальной среды, специально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.
Становление личности – это приобретение человеком в процессе развития новых свойств и качеств личности, приближение к определенному состоянию или уровню развития, а также результат развитияю.
Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие – активность 2 важнейших участников педагогического процесса – педагога и воспитанника, что позволяет считать их субъектами этого процесса, влияющими на его ход и результаты.
Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и воспитанников, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения педагогических задач.
Педагогическая задача – материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, спонтанно возникающих в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося.
Педагогический закон – это педагогическая категория для обозначения объективных, существенных, необходимых, общих, устойчиво повторяющихся явлений при определенных педагогических условиях, взаимосвязь между компонентами педагогической системы, отражающая механизмы самореализации, функционирования и саморазвития целостной педагогической системы.
Педагогическая деятельность-вид профессиональной деятельности содержанием которой является обучение,образование,воспитание и развитие личности.
Профессионально-педагогическая деятельность-включающая в себя 2 компонента: психолого-педагогический и производственно-технологический.
Закономерность – проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.
Закономерности педагогики - устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.
Педагогический принцип – это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и храктерезует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач, служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения её эффективности.
Правила педагогики – это прикладные рекомендации, предписания, нормативные требования про реализации того или иного принципа обучения и воспитания.
Специфические категории профессиональной педагогики.
В профессиональной педагогике также имеются свои категории: профессиональное образование, профессиональное воспитание, профессиональное обучение.
Производительный труд — труд, в результате которого создается какой-либо продукт, как материальный (стол, телевизор, компьютер), так и информационный (книга, картина, музыка). Поэтому к работникам производительного труда относятся и те, кто трудится и материальной сфере, и те, кто трудится в сфере информационной. Работники же управленческого труда (управленцы) осуществляют координацию деятельности множества людей, работающих в производительной сфере.
Работник — человек, нанявшийся на производство, осуществляющий производительный или управленческий труд и живущий за счет своего труда.
Рабочий — работник, выполняющий труд, требующий начального профессионального образования, в основном исполнительского характера.
Специалист — человек с средним или высшим профессиональным образованием, выполняющий функции по планированию, организации и руководству, т.е. осуществляющий управленческий и производственный труд.
Профессия — это относительно постоянный вид трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и используемый как источник существования.
Специальность — конкретизированный вид трудовой деятельности в рамках данной профессии.
Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках данной профессиональной группы, характеризующийся совокупностью знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенного класса профессионально-педагогических задач в соответствии с присваиваемой квалификацией. (Профессиональное обучение)
Педагогическая специализация – определенный вид деятельности в рамках педагогической специальности. Она связана с конкретным предметом труда и конкретной функцией специалиста.
Педагогическая квалификация – уровень и вид профессионально-педагогической подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса педагогических задач. Уровень квалификации – это степень профессиональной готовности работника к выполнению того или иного вида труда.
(педагог профессионального обучения)
Профессиональное воспитание – специально организованный и управляемый процесс включения учащихся в различные социально-профессиональные отношения педагогом с целью развития у них профессионально важных личностных качеств и формирования готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональное обучение – специально организованный и управляемый процесс передачи профессиональных знаний и умений, способов творческой деятельности педагогом и освоение их учащимися в их непосредственном взаимодействии с целью развития личности и формирования готовности к профессиональной деятельности.
Профессиональное образование – социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий, овладение специальностью и уровнем квалификации
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и