25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и
этапы педагогического проектирования.
.Педагогическое проектирование: сущность и основные функции.
Педагогическое проектирование – компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития. Педагогическое проектирование позволяет осуществлять педагогический процесс на основе современных технологий и тем самым повышать его эффективность. Благодаря проектированию образовательный процесс становится более технологичным. Овладение процессом проектирования помогает педагогу не только изменять устаревшие, но и создавать новые технологии. На основе проектирования можно дать научно обоснованный прогноз развития образовательного процесса в будущем. Проектирование позволяет рационально использовать все средства образовательного процесса, в том числе и интеллектуальный потенциал педагога.
Функции педагогического проектирования:
1.повышение эффективности педагогического процесса;
2.технологизация образовательного процесса;
3.связующее звено между педагогической теорией и практикой;
4.прогнозирование развития образования;
5.средство научного исследования.
Под оьектами педагогического проектирования следует понимать педагогический процесс, а также педагогические ситуации. Педагогический процесс состоит из отдельных педагогических ситуаций,возникающих внутри него. Педагогические ситуации характеризует переход педагогического процесса из одного состояния в другое.
Педагогическая ситуация-составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве взаимодействия
Педагогические ситуации могут возникать случайно или конструироваться специально. Проектируются они с целью конкретизации педагогического процесса с учетом реальных условий.
Также объектам педагогического проектирования относятся: педагогические системы, педагогические технологи, образовательно-пространственная среда.
Педагогические системы как объекты проектирования – это сложные образования, состоящие из разнокачественных компонентов: педагоги, обучающиеся, материально-технические предметы, процессы и др. Исходя из их масштабов, выделяют следующие виды педагогических систем:
- малые (подсистемы образовательного учреждения: учебная, воспитательная, методическая и др.);
- средние (деятельность образовательного учреждения в целом);
- большие (система образования города, района, области);
- супербольшие (системы образования регионов, республик, стран).
Ведущим звеном в педагогической системе является личность воспитанника. Педагогический процесс проектируется с целью объединить в единое целое задачу, содержание, методы, формы, средства, способствующие развитию воспитанников и педагогов в их непосредственном взаимодействии.
Педагогические технологии, являясь объектом проектирования, определяют последовательность действий педагога с использованием различных методов, форм и средств.
Проектирование образовательно-пространственной среды осуществляется для создания новых типов учебных помещений, их оборудования и оформления.
Педагогическое проектирование- это сложный, многоступенчатый процесс, поэтому необходимо выделить последовательность отдельных этапов, начиная от общей цели до точного описания конкретных действий на уроке. Выделяют три этапа педагогического проектирования: моделирование,проектирование консультирование.
Этапы педагогического проектирования:
1.Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка условного идеального образа проектируемого объекта, который отражает существенные черты оригинала. Модели бывают описательными, графическими или гипотетическими. В них отражаются педагогические цели, задачи, условия эффективности, структурные компоненты объекта, способы его функционирования.
2.Педагогическое проектирование (создание проекта) – на этом этапе модель доводится до уровня ее использования в педагогической деятельности.
3.Педагогическое конструирование – детализирует проект, конкретизирует его и приближает к реальным условиям. На этом этапе решаются в основном методические задачи.
Основные принципы педагогического проектирования:
1.принцип личностных приоритетов, т.е. ориентация на личность воспитанника, учет его интересов, способностей и возможностей;
2.принцип саморазвития – означает создание педагогических объектов динамичными, гибкими и способными к изменениям.
3.принцип реальности – означает проектирование таких объектов, которые можно реально воплотить на практике.
Порядок действий при педагогическом проектировании:
1.Подготовительная работа: анализ объекта проектирования; выбор формы проектирования; теоретическое обеспечение проектирование; методическое обеспечение проектирования; пространственно-временное обеспечение проектирования; материально техническое обеспечение проектирования; правовое обеспечение проектирования.
2.Разработка проекта: выбор системообразующего фактора; установление взаимозависимости компонентов; написание проектной документации.
3.Проверка качества проекта: мысленное экспериментирование применения проекта; экспертная оценка проекта; корректировка проекта; принятие решения об использовании проекта.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и