1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
Задачи профессиональной педагогики.
Педагогика - наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. (человек, развивающийся в результате воспитательных отношений). Объектом педагогики выступает сфера подготовки, которая обусловливает развитие индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс. (воспитание и образование, как подготовка человека к жизни и жизнедеятельности). Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) с целью передачи старшими и освоения младшими социального опыта, необходимого для жизни и труда в обществе. Слишком блять умно. Более простые определения: Объект педагогики-человек, развивающийся в результате воспитательных отношений (Воспитательные отношения-разновидность отношенийц между людьми,напревленные на развитие человека посредством образования,это обмен опытом, процесс его передачи,усвоения и использования). Предмет-воспитание или образование как подготовка человека к жизни и жизнедеятельности (Воспитание-процесс передачи опыта одним поколением и освоению его другим,направленный на развитие человека и формирование его готовности к жизни в обществе. Образование-это специально организованный, и управляемый процесс процесс передачи общественного опыта от одного поколения другому с целью развития личности и формирования ее готовности к жизнедеятельности в обществе).Функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль; совокупность действий (операций).
Функции педагогики – назначение, роль которую выполняет педагогическая наука
Различают следующие функции педагогической науки:
I. Теоретическая функция:
- изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
- выявление состояние состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
- проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).
II. Технологическая функция:
- разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень)
- внедрения достижений науки в педагогическую практику ( преобразовательный уровень);
- анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень)
III. Общетеоретическая функция педагогической науки состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет по каким законам, при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
IV. Прогностическая функция педагогики состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование. В области воспитания значимость научных прогнозов исключительно велика, ибо по своей природе воспитание обращено в будущее.
V. Практическая (преобразовательная, прикладная) функция педагогики состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.
Задачи педагогики
Исходя из представленных функций, основными задачами педагогики являются:
--Изучение истории развития образования и педагогической мысли;
--Анализ современного состояния и прогнозирования развития образования в будущем;
--Разработка теоретико-методологических основ образования;
--Выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
--Определение содержания образования в конкретных условиях;
--Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
--Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогических инноваций;
--Внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику.
Профессиональная педагогика – область теоретического и практически-ориентированного научного знания, которое распространяется на всю систему профессиональной подготовки человека, независимо от его возраста, уровня предшествующего образования, объектов, характера и профиля трудовой и профессиональной деятельности.
Определение статуса профессиональной педагогики как полноценной науки предполагает четкое формулирование ее объекта и предмета.
Объектом профессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера специальной (профессиональной) подготовки человека к труду, но и вся целостная система образования.
Предмет профессиональной педагогики – педагогический процесс формирования требуемых профессионально значимых качеств личности и педагогическая система, задающая этот процесс формирования.
Профессиональная педагогика, как отрасль научных знаний и ветвь общей педагогики
решает следующие задачи.
- Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики
проведения исследований в профессиональной педагогике.
- Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
- Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
- Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального
образования в нашей стране и за рубежом.
- Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
- Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
- Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального
образования.
- Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и