logo
1

10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.

Согласно логике педагогического процесса цель является первым, ведущим компонентом образовательного процесса, от цели зависит выбор содержания, методов, средств, форм ее реализации.

В педагогической деятельности цель определяет характер взаимодействия педагога и обучающихся, содержание обучения, внутреннюю сторону педагогического процесса, детерминирует процессуальную сторону процесса обучения, указывает на методы и средства педагогической деятельности.Цели в профессиональном учебном заведении выстраивают на основе модели специалиста.

Цель — это идеальное предвидение результата деятельности, опережающее отражение событий в сознании человека.

Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимся результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.

Цель образования в общественном отношении — это повышение интеллектуального потенциала общества для ускорения его прогрессивного развития, формирование позитивного общественного сознания, в личном плане – обеспечение благосостояния и социального статуса, свободы и достоинства, уверенности в будущем, удовлетворения от профессиональной деятельности.

Виды педагогических целей многообразны. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

Нормативные государственные цели — это наиболее общие цели, определяющиеся в правительственных документах, в государственных стандартах образования.

Общественные цели — цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке.

Инициативные цели — это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, с учетом уровня развития учащихся, подготовленности педагогов.

Организационные цели ставятся педагогом в области его управленческой функции. Это могут быть следующие цели: использовать самоуправление в организации учебной деятельности учащихся, расширить функции учащихся в оказании взаимопомощи в ходе занятия.

Методические цели связаны с преобразованием технологии обучения и внеучебной деятельности учащихся, например, изменить методы преподавания, внедрить новые формы организации учебного процесса.

Общие цели задаются обществом, государством, частные реализуются через предметы, каждый из которых выполняет определенную функцию в обучающей системе, конкретные цели ориентированы на формирование знаний и развитие соответствующих способностей, личностных качеств.

Общая цель профессионального образования – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных, профессионально и социально мобильных, способных к саморазвитию специалистов.

Частные цели профессионального образования:

Конкретные цели (цели изучения дисциплины, темы) состоят из целей обучения, воспитания, развития

-Связь целей общего и профессионального образования