2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
Социальные функции образования и воспитания в современном обществе.
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Система – множество элементов находящихся в отношениях и связях друг с другом образующих определенную целостность и единство.
Для развития педагогики большое значение имеют связи с другими науками, с которыми ее объединяет объект исследования — человек. Педагогика развивает, укрепляет и совершенствует свои связи с философией, психологией, физиологией, этикой, социологией и другими науками, что помогает ей глубже проникать в сущность воспитания и обучения и разрабатывать свои теоретические основы.
Связь педагогики с другими науками.
Философия – идеи о роли деятельности как факторе развития личности, о влиянии бытия и социальных условий на формирование ее сознания. Является теоретической основой для создания педагогических концепций, от системы философских взглядов исследователей зависит направление педагогического поиска и его результата.
Психология – законы развития психики человека, диагностические методики (тестирование, анкетирование). В педагогической деятельности необходимо учитывать психические свойства, интересы, потребности и возможности личности. А педагогика исследует закономерности управления развитием личности. Воспитание, обучение, образование человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Психологические методики (тесты, анкеты и т.д.) используются в педагогике для выявления, описания, объяснения и систематизации педагогических фактов.
Физиология (биология, медицина) – механизмы управления физическим и психическим развитием, закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Анатомия – представление о строении человеческого организма. Выбирается оптимальный подход.
Экономика методика определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни; стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений; затрат на педагогические кадры, на строительство, оборудование… Появилась новая отрасль – экономика образования, занимающей специфику действия экономических факторов в сфере образования.
Социология - состав общества, сущность общественных отношений, структура рынка труда, характер влияния социальной среды на человека, закономерности взаимодействия человека, семьи, коллектива и общества. Результаты социологических исследований служат основой для оценки и решения различных педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и др., раскрывают сущность социализации личности.
Политология и педагогика с разных сторон касаются механизмов формирования политики и политической культуры личности.
Информатика и связь с педагогикой укрепляет взаимодействие с информационными технологиями в образовании.
Культурология. Образование является частью культуры, поэтому педагогика рассматривается как элемент культуры.
Этика – понятие морали и ее место в системе общественных отношений.
Эстетика – ценностное отношение человека к миру.
Демография – сведения о народонаселении (рождаемость, смертность, миграция).
Менеджмент – методологические основы для обеспеченья руководства и координации деятельности участников педагогического процесса по достижению социально и личностно значимых результатов в обучении, воспитании, развитии обучающихся, то есть обеспечении условий для успешной деятельности педагогического коллектива по реализации стоящих перед ними задач.
Маркетинг –исследование, планирование, осуществление и контроль за тщательно сформулированными программами, задумками, чтобы вызвать добровольный обмен ценностями с целевыми рынками с целью достижения стремлений учебных заведений.
Развитие связи педагогики с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Современная педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
Отрасли педагогики и их основные задачи.
Общая педагогика - основные закономерности воспитания.
История педагогики - развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
Сравнительная педагогика - закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах. Исследует закономерности функционирования развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.
Возрастная педагогика - особенности воспитания человека на различных возрастных этапах (дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику высшей школы, педагогику взрослых (андрогогику)).
Специальная педагогика (кондуктивная, коррекционная) - теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека (детей и взрослых), имеющего отклонения в физическом и умственном развитии. (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия).
Теория и методика воспитания - формирования личности учащихся и ученического коллектива.
Теория обучения (дидактика) – устанавливает факты и закономерные связи между различными сторонами процесса обучения.
Частные методики (предметная дидактика) - специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др.), накапливают технологический инструментарий, позволяющий оптимальными методами и средствами усваивать содержание той или иной дисциплины, овладевать опытом предметной деятельности, оценочными отношениями.
Профессиональная педагогика - закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу действительности (военная, инженерная, производственная, медицинская)
Производственная педагогика - закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышение их квалификации, переучивание новым профессиям.
Социальная педагогика - теоретические и прикладные разработки в области внешкольного воспитания и образования детей и взрослых. Многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения {клубы, спортивные секции» студии музыкального и театрального искусства) являются средством повышения культуры общества, воспитания и развития личности, передачи профессиональных знаний, проявления творческих способностей людей.
Теория управления образовательными системами исследует основные процедуры обеспечения функционирования и развития системы образования – от прогнозирования до ликвидации недостатков.
Исправительно-трудовая педагогика: теоретическое обоснование и разработка методики перевоспитания правонарушителей всех возрастов.
Социальные функции образования и воспитания в современном обществе
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства.
Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.
Социальная значимость образования – формирование интеллектуального, нравственного и ресурсного потенциала общества и государства; содействие политическому, экономическому и культурно-технологическому развитию общества.
Профессиональная значимость образования – развитие, обучение и воспитание личности в интересах самой личности, общества и государства; подготовка человека к успешной и безопасной преобразовательной деятельности в современном социуме.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и