21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
Компоненты культуры личности специальста.
Из анализа опыта воспитания подрастающего поколения прошлой эпохи, а также проблем воспитания обучающейся молодежи в период реформирования страны и социально-экономических требований, предъявляемых к работникам сфер экономики, вытекают следующие актуальные задачи воспитания обучающейся молодежи.
1. Формирование у обучающихся отношения к профессиональному труду как основной ценности жизни, как средству самореализации, как главному условию удовлетворения духовных и материальных потребностей.
2. Воспитание морально-нравственных, профессионально значимых личностных качеств путем усвоения правовых, эстетических, трудовых норм, правил и т.д.
3. Развитие профессиональных способностей — той основы, на которой возникает и активно развивается устойчивый профессиональный интерес, отражающий интеллектуальный, эмоциональный, волевой и физический потенциал работника.
4. Формирование и развитие у обучающихся социального опыта как единства различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, стереотипов поведения, ценностных ориентации и социальных установок.
5. Формирование конкурентоспособности личности как гаранта социальной защищенности работника в условиях жесткой борьбы на рынке труда.
Педагоги-исследователи считают, что в педагогической практике существуют три основных критерия, определяющих эффективность формирования конкурентоспособной личности:
• социальная грамотность (степень владения человеком умением решать социальные проблемы в соответствии с нормами социальных отношений);
• деловая направленность (совокупность устойчивых мотивов, доминирующих в выборе ценностей, вида деятельности и способов общения);
• профессиональная активность (постоянная целеустремленная включенность в действия, направленные на выполнение профессиональных задач).
Итак, обобщим изложенное в данной главе и сформулируем основные выводы.
1. При любом общественном строе формирование и развитие личности подрастающего поколения, в том числе и молодых квалифицированных рабочих, является общественной необходимостью, так как без целенаправленного воспитания молодого поколения нет будущего ни у нации, ни у государства.
2. В процессе реформирования общества изменились роль и функции образования в России: они сместились с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребностей личности, общества и социальных групп. Поэтому содержание воспитания должно быть сосредоточено на формировании гуманистических, социально значимых ценностей и образов гражданского поведения, на духовном и физическом развитии современного поколения в целом и каждой личности в отдельности, на нравственной ответственности обучающихся.
3. Для формирования и развития личности современного молодого российского рабочего необходима стратегическая цель-ориентир, т.е. идеал, аккумулирующий основные ценностные приоритеты.
4. При смене общественно-экономической формации не должна быть нарушена преемственность воспитательного процесса подрастающего поколения, в противном случае возникает угроза деградации в сознании молодежи общечеловеческих ценностей. Опыт, накопленный и теорией и практикой воспитания учащейся молодежи, какой бы идеологической системе они ни принадлежали, должен быть открытым.
5. Основная задача цивилизованного мира — воспитание подрастающего поколения: умственное, физическое, трудовое, эстетическое, профессиональное.
Компоненты культуры личности специалиста
Под культурой понимается определенный уровень организации жизнедеятельности людей, выраженный в продуктах материального и духовного творчества, человеческом общении а также характере овладения приемами и методами труда, интеллектуальной деятельности, собственного физического и духовного развития.
Культурный потенциал личности можно представить в виде сочетания ряда элементов. Это своеобразные срезы культуры-физический, нравственный, эстетический, правовой, экономический, конфессиональный, политический, психологический, профессионально-трудовой.
Физическая культура-область культуры, имеющая своим содержанием физическое развитие человека, укрепление его здоровья.
Умственная культура-манера мыслить, логически включать свои способности в профессиональную деятельность.
Нравственная культура-уровень отношения молодых рабочих к сложившейся в обществе системе ценностей и традиций морали, выражающийся в обьеме знаний, интересе к ним и их выборе как мотива своего поведения.
Этическая культура-уровень разновидности вкуса молодого рабочего, сочетающего в себе диапазон чувств, обьем знаний. Осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности.
Правовая культура-уровень знаний правовых норм регулирующих действие, бездействие, деяние, различного рода отклонения, нарушения, противоправное поведение и соответствующее наказание.
Экономическая культура-адаптивность молодого рабочего к экономическим условиям его жизни в обществе в семье, в трудовом коллективе.
Конфессиональная (духовная) культура-уровень включенности молодых рабочих в систему тех или иных религиозных ценностей, традиций, обрядов.
Политическая культура-выражение жизненной позиции по отношению к власти и ее органам, политическим персонам и к их действиям.
Психологическая культура-включение человека, особенно молодого. В любую жизненную ситуацию происходит сообразно его темпераменту, одаренности, тем или иным чертам характера.
Профессионально-трудовая культура-овладение определенным набором профессиональных знаний, связанных с идеями, понятиями, ситуациями, фактами той деятельности, которую человек избрал себе как профессию.
Все названные элементы культуры личности будущего рабочего тесно взаимосвязаны взаимообусловлены, что можно расценивать ка проявление элементов культуры в личностном статусе молодого рабочего в интегрированном виде. С этой точки зрения культура личности молодого рабочего имеет три ролевые функции: он и носитель культуры в сочетании всех названных выше элементов, и потребитель всего богатства культуры, и создатель ее ценностей- в зависимости от своей профессии, специальности, уровня квалификации.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и