9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
педагогического процесса. Субьекты педагогического процесса.
Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в её развитии и саморазвитии.(Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие педагога и обучаемого, направленное на достижение заданной цели по воспитанию обучению, образованию и развитию личности.)
Педагогический процесс это:
динамическая система;
система взаимодействия педагога и обучаемого;
система деятельности;
система взаимодействия обучения, воспитания, образования и развития;
система взаимодействия теоретического и производственного обучения.
Целостность педагогического процесса проявляется:
в единстве процессов обучения, воспитания, формирования и развития;
в наличии общего и сохранении специфики этих процессов;
в соподчинении всех элементов педагогического процесса (Ц-С-М/С-Р-R).
Компоненты педагогического процесса:
- педагоги и воспитанники – являются субъектами и главными компонентами
- содержание образования ( опыт, базовая культура)
- педагогические средства – материальные ( наглядные, технические, электронные), художественные…
Педагогический процесс включает в себя два взаимосвязанных компонента: профессионально-педагогическую деятельность педагогов и познавательную деятельность обучающихся.
Профессионально-педагогическая деятельность осуществляется по единому алгоритму, включающему в себя:
анализ исходной ситуации, определение и постановку цели обучения;
планирование учебно-профессиональной деятельности, отбор содержания и средств подачи (различными способами) новых фрагментов учебного материала;
осуществление операций, организующих профессионально-познавательную деятельность обучающихся;
организацию обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала;
анализ и оценку результатов обучения.
Познавательная деятельность обучающихся представляет собой единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. В ней могут быть выделены следующие компоненты:
анализ исходного уровня своей общеобразовательной и профессиональной подготовленности;
осознание и принятие цели и задач профессионального обучения;
планирование и организация своей учебной деятельности;
самоанализ и самоконтроль профессионально-познавательной деятельности;
самоанализ и самооценка результатов.
Профессионально-педагогическая деятельность является определяющим фактором успешности профессионального обучения. Однако эта успешность зависит также и от активности обучающихся. Процесс обучения не может быть эффективным без применения современных методов и дидактических средств. В свою очередь, методы, формы и средства обучения определяются содержанием образования и уровнем личностного и профессионального развития учащихся.
Таким образом, процесс профессионального обучения — это целостное педагогическое явление. Все его компоненты тесно взаимосвязаны: цели обучения воплощены в содержание образования, которое определяет его методы, формы и средства. В реальной педагогической действительности процесс профессионального обучения носит циклический характер. Каждый его дидактический цикл представляет собой функциональную систему, основанную на совместной деятельности всех субъектов процесса обучения.
Педагогический процесс как система включает в себя взаимосвязанные, внедренные друг в друг в компоненты: процесс формирования, процесс развития, процесс воспитания, процесс обучения, сотрудничество (взаимодействие) педагога и обучающегося, систему условий, форм, методов организации педагогического процесса.
Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и обучаемых, достигаемые при этом результаты. Это и есть образующие систему компоненты — целевой, содержательный, деятельностный, результативный.
Целевой компонент процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели — всестороннего и гармонического развития личности — до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
Цель-предвосхищение в сознании конечного результата взаимодействия педагога и учащегося; особенностью цели является ее представление в начале взаимодействия.
Содержательный компонент отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу, а деятельностный — взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.
Принцип-основные идеи,положенный в основу педагогического процесса,следование которым позволяет достичь поставленных целей
Содержание-часть опыта поколений,которая передается учащемся для достижения поставленной цели.
Метод-последовательность действий педагога и учащегося,посредством которых передается, а затем усваивается, перерабатывается и воспроизводится содержание (рассказ, беседа, инструктаж)
Средства-материализованные предметные и регулятивные посредники организации взаимодействия педагога и учащегося к средствам относятся: учебное оборудование, инструменты, технические средства обучения,учебники, наглядные пособия, правила и методы взаимодействия, действия и приемы.
Форма-устойчивая, завершенная его организация в единстве всх компонентов.
Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.
Рефлексия-процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
Можно выделить основные составляющие педагогического процесса:
цель;
принцип
содержание;
методы, средства, формы;
результат;
рефлексия.
Все перечисленные нами компоненты могут быть реализованы только на основе взаимодействия педагога и обучающегося. Что же движет педагогическим процессом? Движущими силами его являются противоречия.
- 1.Определение педагогики как науки. Понятие объекта и предмета педагогики.
- 2. Связь педагогики с другими науками.Отрасли педагогики.
- 3. Основные педагогические категории и понятия. Специфические категории профессиональной педагогики.
- 4. Педагогические закономерности и методы исследования педагогике.
- 5. Понятие системы образования в России . Непрерывная
- 6. Закономерности профессиональной педагогике и методы исследования.
- Взаимосвязь педагогического и производственного процесса.
- 7.Развитие человека и роль педагогики в этом процессе. Внешние и внутренние
- 8. Понятие профессионально-педагогической деятельности,
- 9. Понятие целостного педагогического процесса. Компоненты
- 10. Понятие педагогической цели.Структура целей. Виды целей.
- 11.Понятие педагогического принципа. Общепедагогические принципы
- 14. Понятие педагогического метода. Классификация
- 15.Понятие педагогической формы. Классификация педагогических форм.
- 16.Понятие педагогического средства. Классификация средств обучения.
- 18.Понятие компетентности и компетенции мастера профессионального обучения.
- 19. Основные компоненты модели мастера профессионального обучения и их характеристика.
- 20. Понятие педагогической технологии. Педагогические технологии
- 21.Цели и задачи воспитания обучающейся молодежи на современном этапе.
- 22.Основные закономерности и принципы воспитания
- 23.Общая характеристика и классификация методов воспитания.
- 24.Понятие ученический коллектив. Формирование и развитие
- 25. Понятие педагогического проектирования. Объекты и