2. Методы и приемы работы учителя изо. Ис-ва.
Преподавание строится как органичное единство учения и творчества. Учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им по времени. Создание и восприятие ребенком художественного образа является целью, а приобретение знаний, умений и навыков – необходимым средством ее достижения, не подменяющим собой цель.
Общение учителя с детьми носит преимущественно диалогический характер, качественное оценивание работ преобладает над количественной отметкой, а в начальной школе заменяет ее.
ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА:
• Выстраиваем урок как органическое единство обучения и творчества; учебные задачи не отделяются от творческих и не предшествуют им во времени; создание и восприятие ребенком художественного образа является целью, а приобретенные знания, умения и навыки — необходимым средством достижения цели, не подменяющим ее собой.
• Главное — обеспечить возможности раскрытия индивидуальности каждого ребенка в собственном творчестве и в восприятии искусства.
• Огромное значение на уроках изобразительного искусства имеет наглядность, которая является не только средством, активизирующим познавательную деятельность учащихся, но и самостоятельным источником изучения, переживания, осмысления, художественного познания.
• Общение учителя с детьми носит преимущественно диалогический характер.
• Современный урок искусства просто необходимо строить на основе интеграции предметов искусства между собой и с другими учебными предметами, что позволяет, с одной стороны, показать родство предметов искусства как художественно-образной формы эстетического освоения действительности, а с другой — почувствовать практическую направленность уроков искусства в общеобразовательной школе, их неразрывную связь с жизнью.
• Дифференциация и индивидуализация (целостность и неспешность освоения художественного опыта) в процессе обучения изобразительному искусству обязательна, так как смысл нашего предмета — развитие личности каждого ребенка отдельно и по собственному маршруту, а не всех сразу и одинаково.
• Важный момент — преемственность, которая предполагает обязательный учет традиций русской художественной школы и реалий современного мира, преемственность в творчестве дошкольников, младших школьников и учащихся старших классов.
В обучении изобразительному искусству существуют наглядные, словесные и игровые методы и приемы работы.
К наглядным методам относится: иллюстрация, демонстрация, видеометод.
Иллюстрация предполагает показ и восприятие изображаемых предметов с помошью плакатов, портретов, фотографий, рисунков, репродукций.
Эффективность Ил. в большей степени зависит от методики показа.
Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с объектом в натуральном виде. Д. начинается с целостного восприятия. Показ часто сопровождается схематической зарисовкой рассмотренных объектов.
Видеометод предполагает использование источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, видеопроигрывателей). От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помошь в процессе самостоят. работы.
К словесным относится: беседа, объяснение, вопросы, поощрение, совет, художественное слово.
Беседа – это организованный педагогом разговор, во время которого учитель, пользуясь вопросами, пояснениями, уточнениями, способствует формированию у детей
представлений об изображаемом предмете или явлении и способах его воссоздания в рисунке, лепке аппликации. Специфика метода беседы предусматривает максимальное стимулирование детской активности.
Пояснение – это словесный способ воздействия на сознание детей,
помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока
и что должны получить в результате. Пояснение делается в простой, доступной
форме одновременно всему классу или отдельным детям.
Совет – используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в
создании изображения. Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным
темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не
нуждаются в советах.
Напоминание в виде кратких указаний – важный методический прием
обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения. Чаще
всего речь идет о последовательности работы. Данные прием помогает детям
вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.
Поощрение – методический прием, который следует чаще применять в
работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них
желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.
Художественное слово широко применяется на занятиях
изобразительной деятельностью. Художественное слово вызывает интерес к
теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским
работам.
Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций, учитель может быть уверен в эффективности и результативности обучения. Ведь материал усваивается учащимися непринужденно, и имеет сильную степень запоминания, позволяя на каждом уроке изобразительного искусства фантазировать, изобретать, творить. Кроме этого интерес к предмету возрастает, а страх предстоящей работы уходит.
Все эти методы не отделимы друг от друга.
- Билет 1.
- 2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изо. Ис-ву в общеобраз-ых учреждениях.
- Билет 2.
- 1. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- 2. Дизайн в современной жизни человека.
- Билет 3.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Уч. Программы, учебники и учебно-методические пособия по изо. Ис-ву, допущенные или рекомендованные Министерством образования рф.
- Билет 4.
- 1. Развитие, воспитание и формирование личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 2. План-конспект урока по изо. Ис-ву. Билет 5.
- 1. Воспит. Как пед. Явление. Сущностьвоспитания. Факторы и закономерности воспитания.
- 2. Урок изо. Иск-ва в эстетич. Воспитании личности.
- Билет 6.
- 1. Факторы развития личности: биолог. И соц. Их воздействие на личность.
- 2. Выраз. Средства в изо. Иск-ве.
- Билет 7.
- 1. Процесс обучения, его сущность, функции, основные этапы проц. Обучения.
- 2. Системы задач в обучении искусством.
- Билет 8.
- 1. Коллектив и личность. Воспитание личности в коллективе. Руководство ученическим коллективом.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо. Ис-во» под ред. В.С. Кузина.
- Билет 9.
- 2. Роль природной и социокультурной среды в творческом развитии личности.
- Билет10.
- 1. Содержание образования. Документы, определяющие содержание образования.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо иск-во и худ. Труд» (под ред. Б.М. Неменского).
- Билет 11.
- 1. Технология учебного диалога. Модель – учебная дискуссия.
- 2. Культурно-историческая среда в эстет. Восп. Личности.
- Билет 12.
- 1. Психолго-педагогические особенности развития младших школьников. Методы и приемы работы учителя в начальной школе.
- 2. Содержание и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в старших классах. Билет 13.
- 1. Технология репродуктивного обучения. Модели: лекция, рассказ, экскурсия.
- 2. Задачи художественного развития учащегося и методика преподавания изо. Ис-ва в начальной школе.
- Билет 14.
- 1. Внеклассная и внешкольная работа в общеобразовательном учреждении.
- 2. Творческое развитие личности средствами искусств.
- Билет 15.
- 1. Сушность и структура урока. Типология уроков.
- 2. Выразительные средства в декоративно-прикладном искусстве.
- Билет 16.
- 1. Гос. Стандарт образования, его определения, объекты и функции.
- 2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии личности.
- Билет 17.
- 1. Типы и виды общеобразовательных учреждений: понятия, характеристики.
- 2. Методы и приемы работы учителя изо. Ис-ва.
- Билет 18.
- 1. Урок как основная форма организации учебной деятельности в современной общеобразовательной школе.
- 2. Искусство в формировании мировоззрения старшеклассников.
- Билет 19.
- 2. Интеграция учебно-воспитательной деятельности школ и внешкольных учреждений в творческом развитии личности.
- Билет 20.
- 2. Теоретические основы декоративно-оформительского искусства и организация занятий.
- Билет 21.
- 1. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников школы. Понятие, цели, основные требования. Критерии и профессиональный уровень учителя.
- Билет 22.
- 1. Классный руководитель как организатор жизнедеятельности класса.
- 2. Задачи художественного развития учащихся и методика преподавания изо. Ис-ва в средних классах общеобразовательной школы.
- Билет 23.
- 1. Новые информационные технологии обучения, их сущность и функции.
- 2.Формирование творческого потенциала личности в урочных и неурочных занятиях изо.
- Билет 24.
- 1. Организация коллективной творческой деятельности.
- 2. Роль дизайна в современном преподавании изо. Ис-ва. Билет 25.
- 1. Игра как вид деят-ти и способ организации образов. Процесса. Технология игры. Дидактические игры.
- 2. Организация и проведение занятий по изо. Ис-ву в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений. Билет 26.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Теоретические основы скульптуры и организация занятий. Лепка с натуры, по памяти, на темы окружающей среды и литературных произведений.
- Билет 27.
- 1. Основные функции пед. Управления: пед. Анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
- 2. Роль искусства в активизации учебного процесса начальной школы.
- 2. Задачи худож-го развития учащихся и методика преподавания изо. Иск-ва в средней общеобразовательной школе на примере программы б.М. Неменского «Изо. Ис-во и художественный труд».
- Билет 30.
- 1. Значение внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательном учреждении.
- 2. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изо. Ис-ва.