1. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников школы. Понятие, цели, основные требования. Критерии и профессиональный уровень учителя.
Повышение квалификации-повышение степени подготовленности к педагогической деятельности.
В работу учителя по повышению своей квалиф. входит прохождение курсов при ИПК, переподготовка, самоподготовка.
К. служит механизмом обеспечения аттестации, дает для нее необходимый инструментарий, исследовательские средства.
Аттестация-определение квалификации, уровня знаний пед. работника школы.(Положение об аттестации приказом Министерства образования РФ от 17.06.1993г.
Цель аттестации: создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимулирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.
А. учителей проводится на основе экспертной оценки труда: результативности и качества учебно-воспит-го процесса, по желанию аттестуемого. Пед. работникам, не изъявившим желание проходить А. по присвоению категории, разряды по единой тарифной сетке, оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.
Пед. работники, желающие пройти А, обращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для получения квалификационной категории «Учитель второй категории» («Старший учитель»)-в школьную аттестац-ую комиссию; для «Учитель первой категории» -в районную аттестац-ую комиссию; для «Учитель высшей категории» -в областную аттестац. комиссию.
Присвоение звания происходит на основе представляемых документов (стаже, характеристике, документе об окончании курсов ИПК), анализа преподавательской деят-ти и результатов работы учителя.
Учитель второй категории-имеет 1-2 года стажа, дает на основе экспертной оценки высокого качества уроки, ведет предметный кружок, классное руководство, класс отличается хорошей дисциплиной и полезными делами. Повышает К., систематически выступает на методических объединениях. Пользуется уважением родителей. Решение принимает пед. совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.
Учитель первой категории-имеет звание «Учитель второй категории», высшее образование, окончил курсы ИПК, сделал 1-2 выпуска, учащиеся показывают высокие знания, пользуется авторитетом родителей. Присваивается районной аттестационной комиссией.
Учитель высшей категории-присваивается за выдающиеся успехи в обучении и воспитании, имеет звание «Учитель первой категории», курсы ИПК. Ученики показывают высокий уровень знаний, поступают в вузы. Публикует статьи, выступает с докладами на форумах. Звание присваивает областная аттестационная комиссия.
Современный подход в проблеме развития творческой личности.
Современное состояние образовательного процесса в России во многом определяется социальными и экономическими изменениями, в результате которых утверждается приоритет творчества в широком смысле этого слова. Одна из характерных отличительных особенностей настоящего времени - это востребованность творческой личности, способной как самостоятельно получать знания, так и воспроизводить на их основе новые. Как никогда ранее становится актуальной проблема творческого развития школьников и студентов в период обучения.
Насущной необходимостью в настоящее время становится осуществление в реальной практике образования личностно-ориентированного подхода, который вызывает к жизни методы воспитания, гуманизирующие личность, поддерживающие индивидуальные свойства личности, ставящие ученика в позицию субъекта развития своей творческой индивидуальности, обучающие диалогичному общению, развивающие эмоциональную сферу и т.д. Для того чтобы этот процесс состоялся, необходимо его психологически и педагогически сопроводить и определить последовательность педагогических действий.
В этой связи обостряется проблема подготовки педагогических кадров.
Педагогический процесс, ориентированный не на среднего абстрактного ребёнка, а на конкретных детей, может быть организован, если станет частью единой развивающей среды. В структуру этой системы (развивающей среды) входят сами дети, учителя, воспитатели, родители – с одной стороны; средства, формы и методы обучения и воспитания – с другой, и объединение первых двух составляющих в процессуальной части.
Построенная на основе диагностики личностных особенностей конкретных детей среда, в структуре которой реализуется педагогический процесс, направляет ход этого процесса к интересам развития каждого ребёнка. Личностно-ориентированная развивающая среда предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого – этот опыт приобрести.
Также в современном преподавании изобразительного искусства наблюдается интегрированный подход. Данный подход является принципиально новым в преподавании этой области искусства. В системе общего образования необходимо давать предмет в целостности, не подменяя единый курс одной из его частей. Например, ограничиваться только преподаванием живописи, графической грамоты, декоративно-прикладного искусства и т.д. Предмет «Изобразительное искусство» должен строиться как окно во все виды современных визуальных искусств, включая театр, кино и другие виды искусства.
Использование комплекса искусств, их органичное сочетание с различными и многообразными видами худ-ой деят-ти позволяют значительно расширить направленность обучения, вывести ее из чисто специфической и познавательной в рамках одного вида ис-тв в более широкую область формирования и развития интел-но-нравственной, эстетически чуткой личности.
Педаг-ая идея интеграции худ-ой деят-ти позволяет комплексно использовать потенциал разных видов искусств в формировании и воспитании творческой личности, органично сочетая с природными особенностями школьников. Образ-ый процесс, выстроенный на взаимодействии и интеграции искусств, позволит личности развиваться и вырастать в творчестве, в нравственно-эмоц-х и эстетич-их критериях освоения мира, работать на пределе своих потенциальных возможностей и тем приумножить их.
- Билет 1.
- 2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изо. Ис-ву в общеобраз-ых учреждениях.
- Билет 2.
- 1. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- 2. Дизайн в современной жизни человека.
- Билет 3.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Уч. Программы, учебники и учебно-методические пособия по изо. Ис-ву, допущенные или рекомендованные Министерством образования рф.
- Билет 4.
- 1. Развитие, воспитание и формирование личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 2. План-конспект урока по изо. Ис-ву. Билет 5.
- 1. Воспит. Как пед. Явление. Сущностьвоспитания. Факторы и закономерности воспитания.
- 2. Урок изо. Иск-ва в эстетич. Воспитании личности.
- Билет 6.
- 1. Факторы развития личности: биолог. И соц. Их воздействие на личность.
- 2. Выраз. Средства в изо. Иск-ве.
- Билет 7.
- 1. Процесс обучения, его сущность, функции, основные этапы проц. Обучения.
- 2. Системы задач в обучении искусством.
- Билет 8.
- 1. Коллектив и личность. Воспитание личности в коллективе. Руководство ученическим коллективом.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо. Ис-во» под ред. В.С. Кузина.
- Билет 9.
- 2. Роль природной и социокультурной среды в творческом развитии личности.
- Билет10.
- 1. Содержание образования. Документы, определяющие содержание образования.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо иск-во и худ. Труд» (под ред. Б.М. Неменского).
- Билет 11.
- 1. Технология учебного диалога. Модель – учебная дискуссия.
- 2. Культурно-историческая среда в эстет. Восп. Личности.
- Билет 12.
- 1. Психолго-педагогические особенности развития младших школьников. Методы и приемы работы учителя в начальной школе.
- 2. Содержание и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в старших классах. Билет 13.
- 1. Технология репродуктивного обучения. Модели: лекция, рассказ, экскурсия.
- 2. Задачи художественного развития учащегося и методика преподавания изо. Ис-ва в начальной школе.
- Билет 14.
- 1. Внеклассная и внешкольная работа в общеобразовательном учреждении.
- 2. Творческое развитие личности средствами искусств.
- Билет 15.
- 1. Сушность и структура урока. Типология уроков.
- 2. Выразительные средства в декоративно-прикладном искусстве.
- Билет 16.
- 1. Гос. Стандарт образования, его определения, объекты и функции.
- 2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии личности.
- Билет 17.
- 1. Типы и виды общеобразовательных учреждений: понятия, характеристики.
- 2. Методы и приемы работы учителя изо. Ис-ва.
- Билет 18.
- 1. Урок как основная форма организации учебной деятельности в современной общеобразовательной школе.
- 2. Искусство в формировании мировоззрения старшеклассников.
- Билет 19.
- 2. Интеграция учебно-воспитательной деятельности школ и внешкольных учреждений в творческом развитии личности.
- Билет 20.
- 2. Теоретические основы декоративно-оформительского искусства и организация занятий.
- Билет 21.
- 1. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников школы. Понятие, цели, основные требования. Критерии и профессиональный уровень учителя.
- Билет 22.
- 1. Классный руководитель как организатор жизнедеятельности класса.
- 2. Задачи художественного развития учащихся и методика преподавания изо. Ис-ва в средних классах общеобразовательной школы.
- Билет 23.
- 1. Новые информационные технологии обучения, их сущность и функции.
- 2.Формирование творческого потенциала личности в урочных и неурочных занятиях изо.
- Билет 24.
- 1. Организация коллективной творческой деятельности.
- 2. Роль дизайна в современном преподавании изо. Ис-ва. Билет 25.
- 1. Игра как вид деят-ти и способ организации образов. Процесса. Технология игры. Дидактические игры.
- 2. Организация и проведение занятий по изо. Ис-ву в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений. Билет 26.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Теоретические основы скульптуры и организация занятий. Лепка с натуры, по памяти, на темы окружающей среды и литературных произведений.
- Билет 27.
- 1. Основные функции пед. Управления: пед. Анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
- 2. Роль искусства в активизации учебного процесса начальной школы.
- 2. Задачи худож-го развития учащихся и методика преподавания изо. Иск-ва в средней общеобразовательной школе на примере программы б.М. Неменского «Изо. Ис-во и художественный труд».
- Билет 30.
- 1. Значение внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательном учреждении.
- 2. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изо. Ис-ва.