logo
ГОСы-001

1. Процесс обучения, его сущность, функции, основные этапы проц. Обучения.

Обучение-специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования.

Это один из главных процессов, составляющих целостный пед. процесс.

Отношение «учитель-ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик- приемник». В нем необходимы активность и взаимодействие обоих участников процесса обучения, в результате которого у обучаемого формируется определенные знания, умения и навыки.

Основа обучения-знания, умения, навыки.

Процесс обучения призван осуществлять три функции: образовательную, воспитательную и развивающую.

Образовательная функция прежде всего предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Одновременно с образовательной процесс обучения реализует воспитательную функцию, формирует у ученика мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические представления, взгляды, убеждения, способы поведения и деятельности, систему идеалов и т. д. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения. Между образованием и воспитанием существует неодносторонняя связь: от обучения к воспитанию.

Обучение и воспитание развивают личность. В таком случае нет необходимости говорить о развивающей функции. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет данную функцию более эффективно, если имеет специальную направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы.

Все три функции обучения нельзя представлять себе как три параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и одновременно условием активизации первопричины.

Этапы пр. обуч.: намерение и желание, осознанность, информация, действие, результаты.