logo
ГОСы-001

Билет 1.

1. Общая характеристика педагогической профессии. Содержание педагогической деятельности. Требования к личности педагога. Пед. мастерство и пед. творчество.

Педагогическая деятельность – это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях. В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.

Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.

Цель педагогической деятельности – создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.

Предметом педагогической деятельности является организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.

В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.

Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Одним из важнейших требований к личности педагога является наличие пед. способностей:

-организаторские; -дидактические; -перцептивные (умение проникать в духовный мир человека); -коммуникативные; -исследовательские; -научно-познавательные (усвоение знаний в избранной отрасли).

Также важными являются такие качества: профессиональные (трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность и т.д.); человеческие (человечность, доброта, терпеливость, справедливость, уважение к людям, отзывчивость). А также – гуманизм, выдержка, самообладание, душевная чуткость, требовательность.

Мастерство-это «высокое и постоянно совершенствуемое ис-во воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей.

Мастерство учителя выражается прежде всего в умении так организовать уч. процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Учитель-это всегда творческая личность.