2. Задачи худож-го развития учащихся и методика преподавания изо. Иск-ва в средней общеобразовательной школе на примере программы б.М. Неменского «Изо. Ис-во и художественный труд».
Утверждена Главным управлением развития общего среднего образования Минобразования РФ (Москва: Просвещение, 2005 Она является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Программа разработана как целостная система введения в худ-ую культуру и вклю. в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобраз-ых (живопись, графика, скульптура); конструктивных (архитектура, дизайн); различных видов декоративно-прикладного искусства, народного творчества (традиц-го крестьянского и народных промыслов), а также постижение роли художника в синтетических искусствах (на экране и в театре).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания.
Цель: формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями.
Сверхзадача программы «увлечение искусством».
1-4 кл. Содержание знаний направлено на формирование худ-ых представлений в единстве восприятия и практической деятельности.
5-9 кл. На этом этапе обучения происходит углубленное познание полученных худ-ых представлений, формирование знаний и умений.
10-11 кл. В этот период осваивается теор. курс искусства в единстве с практическими занятиями по выбору, формируются ценностные критерии личности.
Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.
Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя.
Программой выработаны методы обучения мастерству художника, важнейшими из которых являются:
1. Метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей — актуализация и активизация этого опыта для осознания темы урока, темы четверти.
2. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности имеет, пожалуй, самые большие возможности в установлении связей урока с жизнью. Для этого в программе используются домашние задания. Их важно делать вместе с родителями, вовлекая близких в разговоры и размышления об искусстве, о его проблемах, вместе искать статьи, книги, репродукции на нужную тему. Это рождает новый духовный стимул для объединения интересов семьи, формирует умение учиться, расширять сферу своих интересов.
3. Метод отчетных уроков (за год и по возможности за четверть) перед родителями, учителями, всеми желающими — это «выход продукции» в жизнь. Здесь и организация выставок своих работ, и проведение «экскурсий» по изученному — показ слайдов или репродукций. Дети выступают не перед учителем, а перед широкой аудиторией.
4. Метод оформления работами учеников интерьера школы, класса, даже улицы (витрины). Чувство радости оттого, что творчество служит людям, должно формироваться с первых классов. Организация выставок своих работ доступна первоклассникам. Старшеклассники могут делать что-то специально для оформления школы (эти задания входят в программу). Такая деятельность — весомый вклад в формирование креативности (см. статью 2).
5. Метод коллективных и групповых работ — оптимальный способ овладеть умениями. Он используется многими поколениями учителей. Его применяют и в дошкольных учреждениях, и в выпускных классах школы. Итог — за урок, четверть, год выполняется цельная художественная работа, дающая детям, с одной стороны, радость познания, а с другой — радость творческой удачи. Процесс прост: один человек — одна деталь работы.
- Билет 1.
- 2.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по изо. Ис-ву в общеобраз-ых учреждениях.
- Билет 2.
- 1. Профессионально-личностное становление и развитие педагога.
- 2. Дизайн в современной жизни человека.
- Билет 3.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Уч. Программы, учебники и учебно-методические пособия по изо. Ис-ву, допущенные или рекомендованные Министерством образования рф.
- Билет 4.
- 1. Развитие, воспитание и формирование личности. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
- 2. План-конспект урока по изо. Ис-ву. Билет 5.
- 1. Воспит. Как пед. Явление. Сущностьвоспитания. Факторы и закономерности воспитания.
- 2. Урок изо. Иск-ва в эстетич. Воспитании личности.
- Билет 6.
- 1. Факторы развития личности: биолог. И соц. Их воздействие на личность.
- 2. Выраз. Средства в изо. Иск-ве.
- Билет 7.
- 1. Процесс обучения, его сущность, функции, основные этапы проц. Обучения.
- 2. Системы задач в обучении искусством.
- Билет 8.
- 1. Коллектив и личность. Воспитание личности в коллективе. Руководство ученическим коллективом.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо. Ис-во» под ред. В.С. Кузина.
- Билет 9.
- 2. Роль природной и социокультурной среды в творческом развитии личности.
- Билет10.
- 1. Содержание образования. Документы, определяющие содержание образования.
- 2. Принципы и методы построения программы «Изо иск-во и худ. Труд» (под ред. Б.М. Неменского).
- Билет 11.
- 1. Технология учебного диалога. Модель – учебная дискуссия.
- 2. Культурно-историческая среда в эстет. Восп. Личности.
- Билет 12.
- 1. Психолго-педагогические особенности развития младших школьников. Методы и приемы работы учителя в начальной школе.
- 2. Содержание и методика проведения бесед об изобразительном искусстве в старших классах. Билет 13.
- 1. Технология репродуктивного обучения. Модели: лекция, рассказ, экскурсия.
- 2. Задачи художественного развития учащегося и методика преподавания изо. Ис-ва в начальной школе.
- Билет 14.
- 1. Внеклассная и внешкольная работа в общеобразовательном учреждении.
- 2. Творческое развитие личности средствами искусств.
- Билет 15.
- 1. Сушность и структура урока. Типология уроков.
- 2. Выразительные средства в декоративно-прикладном искусстве.
- Билет 16.
- 1. Гос. Стандарт образования, его определения, объекты и функции.
- 2. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии личности.
- Билет 17.
- 1. Типы и виды общеобразовательных учреждений: понятия, характеристики.
- 2. Методы и приемы работы учителя изо. Ис-ва.
- Билет 18.
- 1. Урок как основная форма организации учебной деятельности в современной общеобразовательной школе.
- 2. Искусство в формировании мировоззрения старшеклассников.
- Билет 19.
- 2. Интеграция учебно-воспитательной деятельности школ и внешкольных учреждений в творческом развитии личности.
- Билет 20.
- 2. Теоретические основы декоративно-оформительского искусства и организация занятий.
- Билет 21.
- 1. Повышение квалификации и аттестация педагогических работников школы. Понятие, цели, основные требования. Критерии и профессиональный уровень учителя.
- Билет 22.
- 1. Классный руководитель как организатор жизнедеятельности класса.
- 2. Задачи художественного развития учащихся и методика преподавания изо. Ис-ва в средних классах общеобразовательной школы.
- Билет 23.
- 1. Новые информационные технологии обучения, их сущность и функции.
- 2.Формирование творческого потенциала личности в урочных и неурочных занятиях изо.
- Билет 24.
- 1. Организация коллективной творческой деятельности.
- 2. Роль дизайна в современном преподавании изо. Ис-ва. Билет 25.
- 1. Игра как вид деят-ти и способ организации образов. Процесса. Технология игры. Дидактические игры.
- 2. Организация и проведение занятий по изо. Ис-ву в системе дополнительного образования общеобразовательных учреждений. Билет 26.
- 1. Педагогика как наука о пед. Системах. Объект, предмет, цели, задачи, функции пед.
- 2. Теоретические основы скульптуры и организация занятий. Лепка с натуры, по памяти, на темы окружающей среды и литературных произведений.
- Билет 27.
- 1. Основные функции пед. Управления: пед. Анализ, целеполагание, планирование, организация, регулирование и контроль.
- 2. Роль искусства в активизации учебного процесса начальной школы.
- 2. Задачи худож-го развития учащихся и методика преподавания изо. Иск-ва в средней общеобразовательной школе на примере программы б.М. Неменского «Изо. Ис-во и художественный труд».
- Билет 30.
- 1. Значение внеклассной и внешкольной работы в общеобразовательном учреждении.
- 2. Патриотическое воспитание учащихся на уроках изо. Ис-ва.