logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Развитие слухового восприятия.

Дошкольный период является диагностическим по отношению к выявлению слуховых возможностей глухих детей: уточняется состояние тонального слуха дошкольников, их возможностей в восприятии на слух речи и неречевых звучаний.

В процессе развития слухового восприятия глухие дошкольники учатся реагировать на разнообразные звуки (неречевые и речевые), т.е. обнаруживать наличие звука.

Одновременно с обучением реагировать на разнообразные звуки дети учатся различать на слух звучание игрушек, слов, словосочетаний, фраз. Различение звучаний происходит при непосредственном зрительном выборе объектов. Так, перед ребенком ставят либо игрушки, звучание которых нужно определить (например, при выборе из двух: барабан, дудка). Также используют предметы, картинки, таблички, соответствующие словам, фразам, различаемым ребенком на слух (дом, собака, рыба).

После того как глухие дошкольники научатся различать на слух первые слова и фразы, они обучаются их опознаванию на слух; в отличие от различения, никакой зрительной опоры не дается. Ребенок повторяет воспринятое на слух слово (словосочетание, фразу, текст), воспроизводит его, как услышал, и лишь затем педагог подкрепляет сказанное картинкой (предметом, табличкой). При этом сурдопедагог должен быть уверен, что ребенок правильно соотносит свое проговаривание с тем или иным предметом, действием, фразой. Весь новый речевой материал глухие сначала учатся различать на слух, а затем - опознавать на слух.

На третьем-четвертом годах обучения педагог начинает учить детей распознавать на слух незнакомый по звучанию речевой материал, воспроизводя услышанное слово (словосочетание, фразу) точно, приближенно или говоря отдельные элементы речевого задания.

Содержанием работы по развитию слухового восприятия являются: выработка условно-двигательной реакции на звук; различение на слух неречевых и речевых сигналов; обучение восприятию на слух речевого материала.

Коррекция нарушенной слуховой функции.

Коррекция начинается медиками и называется слухопротезирование. Это древний способ (18-19 века) – вставлялись воронки в уши. Однако в настоящее время отрасль слухопротезирования можно сравнить с нанотехнологиями. Слуховые аппараты бывают разного размера:

- внутриушные сильно видны (для тугоухости I и II степеней);

- внутриушные, но глубокого погружения (для тугоухости I и II степеней);

- внутриканальные глубоко погружения (ставятся обязательно на оба уха).

Классификация слуховых аппаратов.

I. По внешнему виду:

1) Заушные: располагаются за ухом; способные компенсировать потерю слуха;

2) Внутриушные: расположены частично в слуховом проходе, частично в ушной раковине; компенсируют потерю слуха от лёгкой степени тугоухости до тяжёлой 980 дБ);

3) Внутриканальные; располагаются полностью в слуховом проходе, практически незаметны; рассчитаны на компенсацию слуха от лёгкой степени тугоухости до средней (60-70 дБ);

4) Карманные: рассчитаны на компенсацию глубокой степени потери слуха (до 90 дБ).

II. По способу настройки:

1) Триммерные аппараты настраиваются с помощью специальных миниатюрных переключателей (триммеров), открываются при помощи отвёртки. Их осталось очень мало, т.к. идёт компьютерзация.

2) Программируемые параметры устанавливаются специальной компьютерной программы.

III. По технологии обработки звука:

1) Аналоговые и цифровые могут быть как триммерными, так и программируемыми.

2) Цифровой аппарат – выделение речи из мира звуков. Бережёт слух ребёнка от ненужных громких звуков. Новая функция – компрессия (волосковые клетки).

IV. По возможностям обработки звука:

1) Аппарат базового уровня протезирования.

2) Аппарат комфортного уровня протезирования.

3) Аппарат высокого уровня протезирования.

Устройство слухового аппарата.

Кохлеарная имплантация.

Она создана для коррекции слуха. Это вживление сенсорных систем во внутреннее ухо с целью восстановления слухового ощущения путём непосредственной электростимуляции афферентных волокон слухового нерва. Кохлеарные имплантаты – биомедицинские электронные устройства, обеспечивающие преобразования звуков в электрические импульсы с целью создания слухового ощущения путём непосредственной стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва. Кохлеарные имплантаты производятся:

!!! Медицинские аппараты не решают полностью проблему слуха.

Нужны регулярные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия.

Методики развития слухового восприятия и обучения произношению.

Последнее время приобретает всё большее значение компьютерное оборудование. Разработаны компьютерные программы по развитию слухового восприятия и обучения произношению.

  1. «Видимая речь» - для формирования навыков анализа звуков.

  2. «Игры для тигры» - для формирования навыков анализа и синтеза звуков (используется логопедами).

  3. «Дельфа» - игра направлена на развитие произношения + развитие лексико-грамматической стороны речи, на создание грамматических конструкций.

  4. «Слышу мир» - игра направлена на развитие слухового восприятия (ребёнку показываются картинки с изображениями разных птиц с включением их голосов, затем включается запись голоса птицы, и ребёнку предлагается показать ту картинку, на которой изображена птица, которую он сейчас слышит).

  5. «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр» и использование различных диафильмов с наложенным звуком (обязательно!) в виде презентаций

  6. «Овощи» и т.п. – для развития глобального чтения.

  7. Подбор картинок с выполняемыми действиями. Внизу нарисованы прямоугольники по количеству слов в предложении.

Глухие дети.

  1. Специфичное психическое развитие у детей приводит к наглядно-образному мышлению (функционирует зрительный анализатор), которое превалирует над словесно-логическим, т.е. затруднено развитие речи.

  2. Письменная речь приобретает больший удельный вес, чем устная (глобальное чтение для дошкольников и письмо для передачи информации)

В целом психическое развитие глухого с одной стороны замедлено, а с другой качественно изменено, потому что объём информации, поступающей, в сознание ребёнка сужен, неравномерен. Реакции ребёнка на внешние воздействия менее сложны, чем у ребёнка с нормальным развитием.

Необходимость общения у глухих людей привела к специфическим формам общения:

1.Мимико-жестикуляторная речь – вынужденная форма общения глухих, не владеющих речью. Это система жестов, каждый из которых имеет своё значение. Поскольку жестов гораздо меньше, чем слов, то эта речь является ограниченной и тормозит психическое развитие.

2. Дактильная речь (дактилология – ручная азбука) – служит для замены устной речи грамотных глухих людей, потому что знаки обозначают буквы.

3. Чтение с губ или с лица – это зрительное восприятие устной речи по видимым движениям артикуляции.

4. Обучение устной речи – главная задача сурдопедагогики.

Позднооглохшие дети.

С одной стороны – это благоприятные условия, так как сохраняется прошлый опыт. При коррекционной работе сохраняется словарный запас, навыки построения правильного высказывания. Ребёнок пользуется ранее сформированными словесными обобщениями. Сформировано словесно-логическое мышление. Особую роль играет сформированность чтения и письма.

С другой стороны – формируется комплекс неполноценности, так как у детей из-за отсутствия слухового контроля нарушается чёткость речи, громкость голоса, появляется носовой оттенок. Позднооглохшие дети учатся по программе для глухих.

Слабослышащие дети.

  1. Лёгкая степень тугоухости:

- речь разговорной громкости воспринимается ухом на расстоянии от 6 до 8 м (от ушной раковины);

- шёпотная речь – от 3 до 6 м.

  1. Умеренная степень тугоухости:

- разговорная громкость – от 4 до 6 м;

- шёпотная речь – от 1 до 3 м.

  1. Значительная степень тугоухости:

- разговорная громкость – от 2 до 4 м;

- шёпотная речь – от 0 до 1 м.

  1. Тяжёлая степень тугоухости:

- разговорная громкость – не более 2 м;

- шёпотная речь – от 0,5 м до уха.

Из выше сказанного следует, что слуховая недостаточность приводит:

  1. К уменьшению объёма воспринимаемой речевой информации;

  2. К качественному своеобразию речевого и общего развития.

А, следовательно, снижение слуха приводит к типичным нарушениям речи:

- звукопроизношение;

- замены свистящих и шипящих, твёрдых и мягких, звонких и глухих;

- плохо формируется словарный запас;

- нарушается грамматический строй (во фразах выпадают члены предложения, слова употребляются в искажённом виде, ошибки в употреблении приставок и суффиксов, нарушаются родовые и падежные окончания);

- в письменной речи наблюдается искажение слов, связанных с замещением букв и отражающих аналогичное замещение звуков в произношении;

- ОНР.

Целью работы по развитию слухового восприятия и обучению произношению является формирование у глухих дошкольников навыков восприятия (на слухо-зрительной и слуховой основе) и воспроизведения устной речи. В процессе работы формируется и развивается как речевой слух детей, так и восприятие, ими неречевых звучаний (включая музыкальные).

За период обучения в детском саду дети должны овладеть навыками устного общения, умением произносить речевой материал внятно и естественно.

Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению ведется при широком использовании звукоусиливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слуховых аппаратов, которые используются в течение всего дня, начиная с первого года обучения. Параллельно с этим детей следует тренировать и в восприятии материала на слух без аппаратуры.

Успех работы по развитию слухового восприятия и формированию произношения в большей мере определяется качеством речи взрослых, являющейся для детей образцом для подражания. Произношение взрослых должно быть естественным, так как любое утрирование приводит к неправильному произношению у детей, и, кроме того, привыкнув к таком у восприятию речи, дети не смогут понимать обычную естественную речь.

Весь речевой материал должен произноситься голосом разговорной громкости, в нормальном темпе, с правильным выделением ударного слова, с соблюдением норм орфоэпии. Речь взрослых должна быть интонированной, эмоционально окрашенной.

Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения должна проводиться в ходе всего учебно-воспитательного процесса: на занятиях педагога, воспитателей, музыкального работника (а по возможности - и родителей), при проведении режимных моментов, в играх, в повседневном общении. При этом весь речевой материал дети воспринимают слухо-зрительно (т.е. видят губы педагога, а при необходимости - табличку или дактилирующую руку и слушают, что он говорит), а часть материала - только на слух.

Специальная работа проводится на занятиях: фронтальных и индивидуальных. Время занятий делится поровну между работой по развитию слухового восприятия и формированием произношения. Кроме этого, педагог ежедневно проводит фонетическую зарядку, ей отводится 3 - 5 мин. фронтального занятия по любому разделу программы.