logo
Последний вариант билетов ДЕФЕКТ

Билет № 5. Вопрос № 1. Причины и клинические механизмы недостатков речевого развития детей. Клиническая классификация речевых расстройств.

Для полноценного и гармоничного развития личности речь является одним из решающих факторов, поскольку осуществляет одну из важнейших потребностей человека – потребность в общении. В связи с этим проблема нарушения речи сильно затрудняет процесс общения и, следовательно, в дальнейшем ведёт к нарушению социальных ролей. Дети с нарушениями речи выделяются в особую группу среди детей с различными патологиями.

Существует огромное множество причин, вызывающих нарушение речи у детей:

  1. Внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные);

  2. Биологические:

а) функциональные;

б) органические (центральные и периферические);

в) психоневрологические.

  1. Социально – психологические.

Вредности, значимые для формирования речи:

  1. Перинатальная (внутриутробная) патология:

- наследственные факторы (генные и хромосомные заболевания);

- гипоксические факторы (внутриутробное кислородное голодание);

- биологические факторы (воздействие вирусов, бактерий, простейших);

- химические факторы (никотин, алкоголь, наркотики, лекарства, экология, авитаминозы);

- радиоактивное облучение;

- иммунологические факторы (Rh – несовместимость);

- социально-психологические факторы (стрессы, депрессии, страхи);

- заболевания матери во время беременности (острые и хронические).

2. Натальная (во время родов) патология:

- родовая травма;

- асфиксия (кислородное голодание плода во время родов);

- недоношенность.

3. Постнатальная (после родов) патология:

- наследственные факторы;

- травматические факторы (открытые и закрытые черепно-мозговые травмы);

- биологические факторы (нейроинфекции и вирусы);

- соматика;

- химические факторы;

- социально-психологические факторы (условия воспитания в семье).

Основная проблема современной диагностики состоит в том, что в большинстве случаев патология не является очевидной, так как полноценная речь развивается у ребёнка к трём годам. В настоящее время существует разделение речевых нарушений на клинико-психологические и психолого-педагогические. Данная классификация ориентирована на решение одной и той же проблемы с разных позиций. Клинико-психологический подход основывается на принципе от общего к частному, на систематизации полученных научных и практических знаний с применением медицинского вмешательства в случае необходимости.

  1. Нарушения звуковой стороны речи – дислалия:

  1. Отклонения физиологического порядка - физиологическая дислалия носит временный характер;

  2. Отклонения патологического порядка - функциональная дислалия, неправильная речь окружающих;

  3. Органические нарушения - органическая дислалия, нарушения органов артикуляционного аппарата (губы, зубы, язык, прикусы);

  4. Ринолалия – нарушения звукопроизношения и тембра голоса из-за нарушения твёрдого нёба;

  5. Дизартрия – органические нарушения ЦНС (степень выраженности – анартрия).

  1. Нарушения лексико-грамматической стороны речи.

  1. Отклонения физиологического порядка - физиологические задержки речевого развития;

  2. Отклонения патологического порядка – органические и функциональные нарушения в периферических частях разных анализаторов;

  3. Органические нарушения в ЦНС – алалия (полное или частичное отсутствие речи) и афазия (распад речи).

III. Нарушения мелодико-интонационной стороны речи:

1. Отклонения физиологического порядка – детский либо старческий голос, мутации;

2. Отклонения патологического порядка – функциональные (дисфония, фонастения);

органические (ринофония, голос при экзертации гортани – ларингоэктамирование);

3. Органические нарушения в ЦНС – мутизм, афония.

IV. Нарушения темпо-ритмической стороны речи:

1. Отклонения физиологического порядка – физиологические итерации;

2. Отклонения патологического порядка – тахилалия, баттаризм, полтерн, брадилалия;

3. Органические нарушения в ЦНС – заикание.

V. Нарушения письменной речи:

физиологические отклонения – ошибки в процессе обучения (дисграфия либо аграфия;

дислексия либо алексия).